HR-тренды и стратегии развития сотрудников

Путь лидера, который решил стать совершенным

Думаете, достаточно принять решение быть предельно честным и абсолютно преданным своей компании – и ваше лидерство принесет свои плоды? Давайте узнаем, что ждет лидера на пути к совершенству, с чем ему придется столкнуться и что преодолеть.
Дэвид Де Кремер – профессор менеджмента Бизнес-школы Национального университета Сингапура, признан самым влиятельным экономистом Нидерландов. Он консультировал топ-менеджеров таких известных компаний как IBM, Cisco, Bayer, Huawei. В прошлом году он попал в рейтинг самых многообещающих экспертов в области менеджмента по версии Thinkers50. Прислушаемся к его советам по лидерству.

Не всегда стоит экономить

Решив отдать все силы на служение компании и своей команде, лидер может забыть о важных вещах и допустить ошибки, из-за которых поведет компанию к успеху более долгим путем, чем могло бы быть. Одна из таких ошибок – «финансовая инертность».
Может показаться, что экономия средств компании – неоспоримое благо. Исходя из такой позиции, лидер иногда вкладывает недостаточно средств в преодоление кризиса на его начальной стадии. В результате компания тратит гораздо больше на следующих этапах.
Почему так происходит? Дело не только в экономике. Тут скорее замешана психология. Точнее, одно когнитивное искажение. О нем следует знать лидерам, которые искренне хотят принести пользу своей компании, а не только своей репутации.

Электропроводка и пожар

Давайте рассмотрим пример. Представьте, что вы идете мимо кухни и замечаете плохое состояние электропроводки. Вы понимаете, что в любой момент может произойти пожар. Что будете делать?
На первый взгляд все кажется логичным – нужно срочно принять меры. Но опытные «лидеры» так не поступают. Если начать панику раньше, чем началась проблема, вас сочтут паникером. Тем более, если меры таки будут приняты, никто так и не узнает, кого и от чего вы спасли. Никто вас не похвалит и не отметит. Все запомнят только, как вы подняли шум на ровном месте, потратили ресурсы. Возможно, ничего бы и не случилось. Люди склонны верить в лучший исход и им обычно неприятно слышать об угрозе, которой может и не быть. Тем более неприятно отвлекаться и тратиться на защиту от неявной проблемы. Как ни посмотри, тот, кто принесет плохую весть и потратит ресурсы на предупреждение неприятности, окажется в минусах. Его не оценят ни в момент объявления о ситуации, ни во время предупреждения проблемы, ни после.
А теперь давайте подумаем, что будет, если, заметив будущую проблему, человек пройдет мимо, зато как только начнется пожар – первым придет на помощь. Ущерба будет больше, но лидера заметят.
Одно дело уговаривать посетителей покинуть помещение, другое – спасать от бушующего огня. В первом случае его возьмут на смех, в другом – сочтут героем.
Де Кремер объясняет этот феномен так: с одной стороны, мы ожидаем от себя самих, что будем принимать меры, как только узнаем об угрозе, но человек устроен иначе, поэтому лидеры будто только и ждут неприятных ситуаций, чтобы начать тратить огромные ресурсы на борьбу с ними. Лидеры ведут себя нерационально и после того, как вступают в борьбу с проблемами – они не просят совета у тех, кто уже сталкивался с подобным.
Причина этого – когнитивные искажения.

Искажение нормальности

Одно из распространенных когнитивных искажений – «искажение нормальности». Когда отсутствуют полные данные, мы склонны приуменьшать опасность. Даже если опытные нам подсказывают, что уверены на 100% в надвигающейся опасности, мы склонны им не доверять, ведь для нас опасность неочевидна.

Склонность к подтверждению своей точки зрения

В ситуации неопределенности если у нас есть определенное мнение, которое не разделяют все окружающие, мы склонны замечать только те факты, которые подтверждают наше мнение.

Иллюзорное превосходство

Мы склонны переоценивать свои навыки и сильные стороны при сравнении себя с другими. Кто-то не справился, но у нас то получится! А стоило бы получить больше информации о чьих-то неудачах, учесть их и сделать выводы, чтобы усилить свое положение.
Де Кремер считает, что лидеры, по-настоящему способные справиться с кризисными ситуациями, это те, которые не боятся выставить себя на посмешище.
Если вы выбрали в качестве стиля руководства концепцию Servant Leader, вам придется быть не героем, а тем, кто предотвратит проблемы и обеспечит свою компанию максимальной эффективностью. Не все на это способны.
О концепции Servant Leader узнайте из статьи «Новый взгляд на лидерство: концепция Servant Leader».
Лидерство Команды