Блог
01.02.24

Ценность внутреннего образования коллектива

В сотрудничестве с Надеждой Маковой, создателем LXP-платформы KAMPUS, в данном материале мы изучим методы обучения персонала в российских компаниях и аспекты, на которые они планируют направить особый акцент в ближайший год.
Ценность внутреннего образования коллектива | ManGO! Games: помогаем развивать лидеров и строить эффективные команды
Ценность внутреннего образования коллектива | ManGO! Games: помогаем развивать лидеров и строить эффективные команды

В сотрудничестве с Надеждой Маковой, создателем LXP-платформы KAMPUS, в данном материале мы изучим методы обучения персонала в российских компаниях и аспекты, на которые они планируют направить особый акцент в ближайший год.

Ценность внутреннего коллективного обучения

Корпорации и их работники признают ценность внутреннего коллективного обучения. Фирмы, выделяющие средства на развитие своих команд, отмечают увеличение прибыли в среднем на 24 % по сравнению с теми, кто не поддерживает данную систему. Кроме того, 93 % работников, прошедших голосование, назвали корпоративное обучение одним из наиболее влиятельных факторов, определяющих их желание остаться на своей нынешней должности.

В 2022 году 37 % предприятий выделяли финансирование на корпоративные мероприятия для сотрудников в размерах около 500 000 рублей, а 28 % компаний тратили вплоть до 1,5 миллионов рублей. Траты на внутреннее обучение среднестатистически отталкиваются от количества работников на предприятии. К примеру, 40 % крупнейших корпораций со средним количеством работников - до 1 500 человек потратили на обучение в среднем до полутора миллиона рублей, что существенно более скромная сумма, чем в за 21 год.

Помимо этого, отчет Netology показал, что в 2022 году 40 % компаний сократили бюджет на внутреннюю образовательную стратегию. В 2023 году уже 65 % компаний не намерены были увеличивать свои бюджеты на корпоративное обучение. Таким образом, около 55 % предприятий сохранят финансирование на уровне предыдущего года, а 27 % предпочтут расширить расходы на данный рабочий аспект. Помимо этого, 18 % компаний уделят существенно меньшее внимания образовательной части.

Одновременно с этим вышло исследование Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, которое показало, что траты передовых корпораций на усовершенствования внутрикорпоративных образовательных университетов возросли за последний год на 20 % - с 401,6 млн. рублей до 492,6 млн. рублей. А в перспективе до 2024 года 80 % всех компаний из России начнут выделять бюджет на обучение сотрудников. Примерно 1/2 из них, согласно прогнозам, сохранит бюджет неизменным, а 39 % будут склоняться к увеличению расходов на образование. С точки зрения финансирования одного продуктивного сотрудника большинство компаний потратят на него в среднем сумму в 55 тысяч рублей, а на регулярного обыкновенного сотрудника не более 23 тысяч рублей.

Экономический кризис и способы его преодоления

В 2021 году начался процесс сокращения бюджетов на корпоративное обучение персонала в определенном перечне компаний. Данный процесс достиг своего максимума в тот момент, когда компании были вынуждены изменить свои финансовые планы из-за новых геополитических и экономических условий. За этот период 40 % игроков на рынке значительно уменьшили затраты на обучение. Это явление впоследствии повлияло исключительно на крупный бизнес. Во втором квартале года только 76,7 % корпораций смогли сохранить внутреннее образование для рабочего коллектива, а остальные временно полностью отклонились от этой идеи. Как только предприятия приспособились к современной рыночной концепции, ситуация стала более стабильной. Следуя прогнозам на 2024 год, большинство корпораций намерены реинвестировать в программы обучения сотрудников. Но даже сейчас около трети предприятий сталкиваются с регулярными проблемами при планировки финансирования.

Причины этого перечислены ниже:

  • Ограниченные финансовые ресурсы предприятия
  • Сложность обоснования бюджета перед руководством
  • Сложности с определением потребностей в обучении в течение длительного периода времени
  • Сложность выбора методологии бюджетного планирования

Интересным фактом является то, что только одна из этих четырех причин напрямую связана с финансовыми ограничениями. Большинство проблем возникает на этапе с бюджетным распределением и связаны с организацией. В 2021 году приоритеты в обучении сотрудников изменились. Предприниматели сошлись во мнении, что рядовые работники нуждаются в обучении в следующих областях:

  • Профессиональное развитие
  • Обучение по продукции компании
  • Обязательные тренинги (например, по охране труда и технике безопасности)
  • Продажи и ведение переговоров
  • Лидерство и управление

Реформации и новые тенденции в бизнесе

В 2022 году суровые реалии существенно изменили стратегии большинства передовых компаний. На передний план вышли уровень квалификации и умения рабочих, отвечающие за навыки общения с клиентами, самоорганизации и устойчивости к стрессу. Также работодатели стали оценивать способность сотрудников находить решения в ситуациях повышенного стресса.

Помимо этого, некоторые компании фокусируются на развитии гибкого мышления управленческого состава и умения дипломатично устранять непродуктивные кадры.

Согласно исследованиям “Сколково”, в 2024 году руководителям потребуются следующие навыки:

  • Эффективная работоспособность
  • Управленческие навыки
  • Умение быть лидером
  • Адаптация к изменениям

Топ-5 самых востребованных компетенций для линейных сотрудников состоит из:

  • Адаптация к изменениям
  • Управление командой
  • Эффективная работоспособность
  • Цифровая трансформация
  • Управленческие навыки

Образовательный контент и его виды

В 2022 году 9/10 от всех российских компаний в основном использовали контент, который они создали сами.

Авторский экскурс покупали лишь 26 % компаний, а всего 5 % полагались на полностью готовый контент от сторонних подрядчиков. В 2022 году у многих компаний были конкретные образовательные стратегии, но экономическая обстоятельства потребовали изменений.

Образование стало приоритетным элементом, и работников мотивируют овладевать навыками взаимодействия с клиентами, умением организовывать работу и стрессоустойчивостью. Управленцы также стали ценить способность сотрудников устранять проблемы в условиях крайней тревожности. Некоторые компании даже сосредоточились на развитии гибкого мышления у менеджеров и обучении их тому, как проводить безопасные и грамотные сокращения работников.

В 2023 году акцент на эксплуатации материала собственной разработки сохранился, и 84 % компаний предпочли создавать собственные учебные материалы. Большинство из этих компаний больше не опирается на возможность привлечения сторонних подрядчиков. Данное ответвление объясняется тем, что сторонние материалы не отвечают специфическим потребностям бизнеса и могут быть дорогостоящими. Экономия является одним из основных соображений для 70 % отечественного рынка.

Что касается форматов и инструментов обучения, то в 2022 году более приоритетным образовательным форматом стал гибридный, который используются в 92 % корпораций. В данном формате 63 % рабочего персонала предпочли дистанционное обучение, а 37 % - очное. Только 8 % компаний использовали исключительно дистанционные методы введения сессий, и ни одна не использовала исключительно очную систему. В 2024 году гибридный формат останется в приоритете: более 80 % компаний намерены работать с коллективом именно таким способом. Корпорации будут совмещать собственные развивающие программы, а также временами заимствовать их от внешних авторов. Очень популярны, к примеру, разнообразные игры на сплочение коллектива.

Исходя из информации, данной “Сколково”, ключевыми форматами обучения будут:

  • Уроки по стратегическому мышлению
  • Коллективные тим-билдинги
  • Встречи с экспертами.

В формате онлайн обучения большинство компаний предпочитают следовать сессиями с показательными презентациями. Также остаются и другие образовательные форматы по типу разнообразных тестирований, практических упражнений, обучающих видео и подобий ПО. Мы хотели бы отметить растущее значение социального обучения. В последние годы этот подход получил значительное распространение в российских компаниях. Переход на удаленную работу в связи с пандемией подчеркнул необходимость социализации как ключевого компонента обучения, поскольку у сотрудников стало меньше возможностей общаться друг с другом и обращаться за советом к экспертам. Более половины сотрудников ощущают потребность в подобной поддержке.

Наставничество и коучинг как признаки успеха

Это подтверждается статистикой от Hays "Образование и карьера. Есть ли связь? " и аналитиков из Workplace Learning Report. В "Сколково" отметили, что наставничество и обучение в подгруппах - это главные тренды современных лет.. Крупнейшие корпорации, такие как Билайн и QIWI, на данный момент уже перешли на более социальные образовательные программы. К примеру, компания Билайн осталась в стороне от программ от сторонних поставщиков и на заре 2022 года открыла концепцию 3D-Rocket. Суть данного start-up'а заключается в создании образовательного сегмента с помощью производственной команды и внутренних экспертных активов компании. Результат стартапа сократил производственные затраты на создание профессионального образовательного сегмента в 14 раз и приумножил производственный объем в 15 раз. Созданные учебные материалы могут быть использованы помимо как персоналом предприятия, так и более широкой аудиторией. В свою очередь, QIWI представили программы социального обучения в 90% своих тренингов с подготовленными специалистами внутри компании. Как оказалось, рабочие более предрасположены к получению информации от своих коллег, нежели чем от сторонних экспертов и педагогов. Социальное обучение на данный момент набирает все большее влияние по всему миру. По прогнозам отчета Future of Workplace, наставничество как вид обучения внутри предприятий станет доминирующим форматом в течении следующих 4 лет. В 2023 году основным ориентиром, на который корпорации хотят равняться, используя методы корпоративного обучения, является адаптация новых сотрудников, что является приоритетом для 86 % респондентов. Это также существенная причина, по которой отечественные компании в 2022 году стали склонны к активному использованию онлайн-платформ. Среди других распространенных ориентиров - квалификационные тесты, сессии с ознакомлением продукции компании, умение регулировать полученные навыки и правильное усвоение традиций компаний. В "Сколково" также отмечают, что еще одной ключевой задачей является обучение и развитие сотрудников для решения предстоящих испытаний и вызовов. Эта задача была выбрана опрошенными в качестве приоритетной на предстоящие два года. Это означает, что для любой компаний необходимо переобучать сотрудников и способствовать их в овладевания новых специальностей и пофессиональных вех, необходимых бизнесу. Например, переобучить оператора колл-центра на специалиста по продуктам или разработчика.

Современные реалии и новые правила

Подобная реакция на столь значительные реформации подтверждается исследованиям компании Digital Learning, в котором адаптирование образовательных программ стало новейшим бизнес ориентиром, а также одним из основных столпов всего бизнеса в целом. По прогнозам отсчета Future of Jobs Report, к 2027 году более 15% сотрудников каждой компании будут нуждаться в переквалификации, и более того, 80% всех мировых компаний будут вкладывать средства в переобучение внутреннего рабочего коллектива и продвижение к полной автоматизации рабочего процесса. По данным «Русской школы управления» и рекрутинговой компании Get experts, в нынешнем году компании будут преимущественно внедрять образовательные программы по улучшению управленческих навыков руководителей. Помимо этого, среди иных значимых кадров перечисляется менеджеры по продажам, производственный персонал, передовые специалисты, программисты, маркетологи и специалисты из мира юриспруденции. Среди качественных элитарных профессиональных категорий выделяется руководители подразделений, сотрудников из сферы продаж, передовые менеджеры, а также производственный резерв. Корпорации по-прежнему уделяют внимание развитию тех, кто напрямую влияет на эффективность предприятия. Менеджерам необходимо обладать перечнем профессиональных навыков, дабы решать новые задачи, сотрудники на местах - должны создавать качественный продукт в любой ситуации, а отдел продаж - продавать его клиентской базе. Ведь качественная работа, не сгибаемая под волной обстоятельств, может быть гарантирована только при условии качественного обучения. Поэтому мы советуем компаниям следить за тенденциями и продолжать инвестировать в развитие своих сотрудников.

Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Мы будем сообщать о новых статьях и мероприятиях ManGO! Games
Подписываясь, я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных