Блог
17.02.24

Искусство принятия правильных решений

Бизнес стремится к успеху, но не каждому предпринимателю понятно, как подобраться к цели. Существуют различные факторы успеха. Поговорим о некоторых из них.
Искусство принятия правильных решений | ManGO! Games: помогаем развивать лидеров и строить эффективные команды
Искусство принятия правильных решений | ManGO! Games: помогаем развивать лидеров и строить эффективные команды
Тест Белбина бесплатно

Как создать синергию в команде?

Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!

Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды

Принятие решения

ВНИМАНИЕ: Прежде чем принять решение, убедитесь, что обладаете полной информацией, не упускаете ничего важного.

Во время Второй мировой войны ВВС США столкнулись с тем, что потери самолетов превышали темпы производства. Потери среди летного состава огромные. Стало понятно, что нужно усилить броню, но это ухудшит маневренность, дальность полетов. Было решено повысить защиту частей самолета. Осмотрев летательные аппараты, бывшие в бою, увидели, что одни части имели больше следов попадания, а двигатели и кабины — меньше. Напрашивался вывод, что защищать броней нужно наиболее поврежденные части. Но этот вывод был неверным.

ВВС обратились за помощью к Абрахаму Вальду, выдающемуся математику. Анализируя данные, он пришел к заключению, что двигатели и кабины пилотов были наиболее уязвимыми, поскольку самолеты с повреждениями этих областей не возвращались.

Благодаря анализу Вальда, многие жизни летчиков были спасены.

Ошибка выжившего

ВАЖНО: Ошибка выжившего — концепция, когда люди опираются на примеры добившихся успеха, без учета статистики неудач потому, что те отсутствуют в выборке.

Она возникает, когда делают выводы на основе неполного набора данных, игнорируя процесс отбора. Это приводит к ложным представлениям, неверным решениям, как было сделано в примере с самолетами.

Ошибка выжившего – распространенное искажение, связанное с неправильным восприятием причинно-следственных связей. Человек, анализируя данные, обнаруживает закономерности, без учета возможности совпадения. Например, основатели компаний, Билл Гейтс, Стив Джобс и Марк Цукерберг, прервали обучение в университете. Однако этот факт не является залогом успеха. Исследования показывают, что не закончившие образование, добиваются худших успехов и чаще становятся безработными. Это нужно учитывать, чтобы не попадать в ловушку ошибки выжившего.

ВАЖНО: Чтобы избежать принятия неправильных решений, необоснованного риска нужно критически подходить к принятию решения.

Например, бизнесмен может стараться повторить успех компаний Netflix, Uber или Whole Foods, не учитывая неудач многих других компаний, которые пытались повторить их успех. Эти уроки позволили бы избежать трудностей, с которыми встретились провалившиеся компании.

Образцом ошибки выжившего служит влияние Джека Уэлча на взгляды руководителей фирм. В 1960 году он приступил к работе в компании General Electric, его профессиональная карьера развивалась удачно, в 37 лет он стал вице-президентом, а через 8 лет — молодым исполнительным директором компании. За два десятилетия на посту топ-менеджера (с 1981 по 2001 год) Уэлч сумел увеличить оборот компании в 5 раз, это позволило ему стать лучшим менеджером ХХ века согласно журналу Fortune.

Уэлч говорил, что побеждает команда с отборными игроками. Время и энергию руководителю надо вкладывать в развитие лучших людей.

Принцип дифференциации Уэлча, известный как правило 20/70/10, предполагает разделение сотрудников на три группы, учитывая их производительность, с целью определения эффективных методов вознаграждения и управления персоналом.

Первая группа составляет 20% специалистов, которых следует продвигать на подходящие должности, с учетом их сильных сторон, используя их компетенции максимальным образом, способствуя их развитию, росту внутри организации.

Следующая группа, состоящая из 70% сотрудников, является многочисленной. Задача помочь каждому сотруднику реализовать свой потенциал. Через программы обучения, развитие навыков, повысить эффективность работы этой группы, обеспечить наилучшие условия для их профессионального роста.

Последняя группа 10% сотрудников. Для них применяется строгий подход — они будут уволены. Это необходимо для поддержания высокого уровня продуктивности и эффективности работы организации.

Успех Уэлча подталкивал руководителей рассматривать выбор 20-70-10 как образец для собственного успеха. Они сосредотачивались на удачах Уэлча, пренебрегая его неудачами. Оценивая успех Уэлча, можно сказать, что он достиг успеха, вопреки некоторым ошибочным решениям.

Джеффри Скиллинг, последователь Уэлча, применил этот принцип в компании Enron. Адам Нейман использовал ее в WeWork. Оба эксперимента потерпели фиаско. Даже Amazon и Microsoft, которые не пострадали от этой системы, столкнулись с серьезными проблемами.

ВНИМАНИЕ: Это не означает, что Enron и WeWork пострадали только из-за этого метода. Такая стратегия с множеством ошибок не стала бы популярной, если бы руководители опирались не только на успех Уэлча. Со временем система потеряла популярность.

Молчаливые свидетельства

Чтобы избежать ошибки выжившего надо осознать ее наличие. Источники информации применяют способ отбора, при котором в часть информации отбраковывается. На основании такой отбора складывается неверное представление о действительности.

В книге "Черный лебедь" Нассим Талеб упоминает о молчаливых свидетельствах — фактах, которые игнорируются при составлении выборки. Вальд, поняв, что разрушенные самолеты не были учтены при осмотре Армейскими ВВС, начал искать "молчаливые свидетельства" — места, где отсутствовали следы от снарядов.

Бизнесменам стоило посмотреть результаты использования постулата 20-70-10 компаниями, не добившимися успеха, проанализировать состояние сотрудников, которые столкнулись с этим методом, а не слепо верить в успех Уэлча.

Важно делать возможные допущения, когда молчаливые свидетельства обнаруживаются или не существуют. Вальд, он не мог изучать сбитые самолеты, поэтому предположил, что неповрежденные части являются важными среди вернувшихся самолетов. Это предположение оказалось верным.

Лидерство

Лидерство играет большую роль в успешном управлении бизнесом. Лидер компании — человек, обладающий качеством стратегического видения развития компании, способный управлять изменениями и формировать управленческую команду.

Харизматичный лидер легко достигает цели благодаря способности вдохновлять других. Он носитель моральных ценностей, ему свойственна эмпатия на высоком уровне, осознание важности обмена идеями и ценностями.

Команда под руководством харизматичного лидера работает с высокой продуктивностью, без принуждения.

ВАЖНО: Роль лидерства особенно проявляется в сложных ситуациях, когда оно становится определяющим фактором. Взаимоотношения лидера и группы предполагает полную самоотдачу и слепую веру. Он приносит большую пользу организации в следующих случаях:

  • Когда требуется объединить людей вокруг идеи и достичь конкретной цели в короткие сроки, зарядить эмоционально, привести к желаемому результату.
  • В период кризиса или проблемы, когда необходимо использовать энтузиазм, преодолеть сложности.
  • При внедрении новых идей, изменений, трансформаций, когда необходима поддержка людей.

Однако харизматичный лидер может нанести вред компании, подавив инициативу и самостоятельность других сотрудников.

  • Когда компания ставит приоритетом развитие самостоятельности, инициативности каждого сотрудника.
  • При необходимости совместной генерации идей, когда требуется общий интеллектуальный результат, выработка решений на основе мозгового штурма всех участников группы.
  • Когда каждый сотрудник должен проявить навыки, креативность, уверенность в себе, способность контролировать ситуацию.

Лидер играет важную роль в получении результата и процветания бизнеса.

Корпоративная культура

Корпоративная культура, из чего состоит, какие задачи решает?

Корпоративная культура — набор ценностей, норм, обычаев, поведенческих моделей, которые описывают и формируют атмосферу, стиль работы организации.

Ключевые элементы:

  • Ценности — определяют приоритеты организации.
  • Коммуникация: четкое, своевременное информирование помогает сотрудникам понять цели и задачи компании, улучшает взаимодействие между коллегами, способствует созданию доверия и сотрудничеству.
  • Лидерство: деловая атмосфера зависит от лидеров, менеджеров, руководителей всех уровней.
  • Управление персоналом: методы управления, такие как подбор и наем квалифицированных сотрудников, обучение персонала, оценка производительности и вознаграждение.

Задачи корпоративной культуры:

  • Создание единства и идентичности: помогает персоналу чувствовать себя частью успешного коллектива. Это способствует снижению конфликтов, повышению сотрудничества.
  • Повышение мотивации и приверженности стимулирует сотрудников к достижению высоких результатов, создает благоприятную атмосферу для их развития.
  • Улучшение клиентского опыта: оказывает влияние на качество обслуживания клиентов. Когда сотрудники разделяют общие ценности и цели, они будут стремиться к улучшению клиентского опыта.
  • Привлечение и удержание высококвалифицированных, талантливых сотрудников.
  • Адаптация к изменениям: культура должна быть гибкой, способной адаптироваться к изменениям, таким как рост компании, внешние факторы и инновации.

Примером отрицательного воздействия на корпоративную культуру служит метод 20-70-10. Он уничтожает доверие, вызывая соперничество. Оценки персонала бывают субъективными и несправедливыми, система принудительного ранжирования не учитывает персональный вклад в достижения компании.

ВАЖНО: Умение видеть ошибки, противостоять им можно развивать и тренировать.

Ошибка выжившего — естественное для нашего мозга когнитивное искажение, которое трудно преодолеть. Однако, если хотите, чтобы бизнес успешно развивался, учитывайте это искажение, совершенствуйте себя.

Закажите полный каталог игр ManGO! Games