Успешное развитие бизнеса возможно в том случае, если в коллективе правильная атмосфера. Она может нарушаться не только по причине не совсем подходящих бизнес-решений, а и на фоне индивидуального кризиса сотрудников по тем или иным причинам. Реакция на кризис у каждой личности индивидуальна. Поэтому руководителю нужно быть начеку, чтобы вовремя отменить нездоровые симптомы в коллективе и максимально грамотно, эффективно нивелировать их. Для этого и нужно иметь представление о том, как сотрудники могут реагировать на кризисные и стрессовые ситуации, как бороться с их деструктивным поведением в этом случае.
Примеры разных реакций на кризис
Чтобы лучше понимать своих сотрудников и то, как ими управлять при не совсем удобных обстоятельствах их личной жизни или же проблем в компании, важно научиться правильно оценивать состояние:
- Впадение в крайности. Каждый человек имеет свой жизненный опыт, багаж эмоций и ситуаций. В зависимости от него проявляется и реакция на кризис. Главная трудность при работе с таким сотрудником заключается в том, что невозможно предсказать, как он поведет себя через минуту, час.
- Изоляция. В этом случае при кризисе человек просто перестает реагировать на все способы решения проблемы, которые предлагают ему окружающие. Он мало говорит о своей проблеме, больше делает вид, что ее в принципе не существует. Если кризис касается именно бизнес-управления, то в момент, когда нужна максимальная отдача и концентрация сил, такой сотрудник тоже отходит в сторону и не принимает активного участия в процессах. В том числе и потому, что он не ощущает поддержку самого себя в этой ситуации.
- Нарциссизм. Нездоровая и болезненная реакция, при которой отдельные сотрудники считают себя незаменимыми, значительно переоценивают свою роль и значимость в достижении успеха компанией. На самом деле такая личность попросту боится не справиться с жизненными вызовами, которые вынуждают ее действовать более агрессивно. Чтобы прикрыть свой страх, запускается эффект компенсационного нарциссизма. Однако за счет постоянной демонстрации своего превосходства, попыток доминирования (безосновательных с профессиональной точки зрения) в коллективе постепенно нарастает раздражительность, тревожность, учащается частота конфликтов на разных уровнях. Рабочие процессы становятся не такими продуктивными.
- Смещение фокуса. Когда в компании намечаются на фоне кризиса новые тенденции и не совсем понятные пока что рядовым сотрудникам перспективы, это вносит некоторое ощущение смятения. Чтобы нивелировать страх перед неизвестностью, сотрудники переключаются с рабочих проблем на личные. Это позволяет нормализовать нервную систему и уходить от кризиса. Однако такая реакция грозит тем, что коллектив будет полностью расконцентрирован и рассредоточен, рабочие задачи будут выполняться халатно или недостаточно эффективно. А это напрямую сказывается на дальнейшем развитии бизнеса.
Независимо от того, как именно проявляется реакция на кризис, в коллективе будет повышаться общая тревожность. Если вовремя не прекратить эти процессы, не стабилизировать ситуацию, остаются высокие риски того, что все достижения в бизнесе будут сведены на нет, компания утратит свой рейтинг и позиции на рынке.
Основные признаки реакции на кризис в коллективе
Грамотный руководитель достаточно быстро заметит, что в коллективе нездоровая ситуация, обращая внимание на следующие признаки:
- саботаж важных рабочих задач;
- подрыв морального духа в коллективе;
- увеличение частоты конфликтных ситуаций (как в профессиональном разрезе, так и личностном);
- распространение негативизма.
Личная реакция на кризис у сотрудников может проявляться обесцениванием своей личности и должностных функций, потерей веры в ценности компании, агрессией, общим угнетенным состоянием. На фоне реакции на кризис все чаще случаются ошибки при выполнении рабочих задач. Специалист не может справиться с этим и развивается ощущение фатальности ошибок. В результате он не предпринимает никаких шагов для их решения и устранения негативных результатов.
Решение проблемы кризиса в коллективе
Чтобы решить такие проблемы, нужна здоровая мотивация. Причем нужно продумать новые тенденции, так как старые принципы, которые были до кризиса, могут уже не работать. Для этого рационально организовать специальные мероприятия для того, чтобы обучить персонал управлению конфликтами и решению проблем.
Руководителю важно иметь понимание того, что интеллектуальные активы в данном случае гораздо важнее, чем материальные. Временные финансовые просадки неизбежны во время кризиса, удержаться компании на плаву поможет именно правильный подход к мотивации персонала и стабилизация моральной атмосферы.
Чтобы улучшить ситуацию в компании, необходимо:
- возложить на амбассадоров задачи помощи сотрудникам, которые работают под их началом, для этого проводятся корпоративные тренинги, в том числе по эффективной работе в команде;
- давать сотрудникам обратную связь по рабочим процессам и предложенным идеям устранения кризиса в компании, чтобы они на практике видели новые цели, одновременно с чем будет повышаться и самооценка, улучшаться здравое ощущение собственной значимости, чему помогут и мероприятия по мотивации;
- составить сеттинг из задач — четкое планирование с описанием целей и задач поможет стабилизировать ситуацию, правильно распределять рабочее время сотрудников и уменьшить количество времени, когда они предоставлены себе и своим мыслям.
Очень важно, чтобы руководитель давал личный наглядный пример собранности и уверенности в завтрашнем дне, в будущем, а не вносил в коллектив еще больше хаоса и вызывал состояние полной неопределенности.