Оптимистичный настрой способен помочь в самых разных обстоятельствах, поэтому мы говорим и нам говорят такие фразы как:
Доказано, что люди, которые смотрят на все с оптимизмом, склонны выстраивать прочные отношения, чувствуют себя в безопасности, более креативны, более мотивированы. Их позитивность вызывает в них больше благодарности и веры в лучшее.
И все же токсичная позитивность – проблема.
Позитивный настрой обладает всеми перечисленными свойствами, но у нас часто неправильные представления о нем. Позитивный настрой не означает отсутствия негативных эмоций, а если их нет, это уже токсичная позитивность.
Токсичная позитивность – это отрицание, игнорирование или подавление любых эмоций, кроме позитивных. Не такую установку должны поощрять HR-специалисты в коллективе, надеясь на повышение эффективности.
Установка «радость любой ценой» не только не добавляет эффективности, но и может привести к негативным последствиям.
Пытаясь быть постоянно радостными и даже контролируя себя на этот счет, мы обесцениваем собственные эмоции, и этим отнимаем у себя же потенциал для личностного роста.
Вы замечали, что когда грустите, волнуетесь или тревожитесь, вы невольно спрашиваете себя: «Что не так?». Это значит, что вы считаете отрицательные эмоции проблемой. Однако ситуация, при которой сотрудники не могут проявлять любые свои эмоции, опасна для них самих.
Причем в компаниях часто понимают, что проблема есть. Возможно, поэтому пытаются разобраться с токсичным климатом, развивая эмоциональный интеллект. Отсутствие безопасного пространства для выражения всех возникающих чувств и эмоций приводит к снижению вовлеченности, а потом и к увольнению.
Разумнее – позволять сотрудникам выражать эмоции, относиться к каждому сотруднику с пониманием, развивать в компании эмоциональный интеллект. Это нормально, когда сотрудник может безопасно для себя сказать о своем страхе, недовольстве или сомнении.
Зачем нужно развивать эмоциональный интеллект? Мы склонны преуменьшать сложность эмоций, и мы часто не умеем с ними справляться.
Нам бывает сложно говорить о своих чувствах, многие считают присутствие отрицательных эмоций признаком слабости и узязвимости, а кто-то вообще отрицает их, делая вид, что все хорошо.
Мы также не умеем слушать о чьих-то эмоциях. Многие чувствуют дискомфорт, когда кто-то рядом делится эмоциями, вызывающими сложную эмоциональную реакцию.
Не зная, как это воспринимать, люди часто не находят ничего лучшего, чем пытаться разрядить обстановку, призывая «быть на позитиве». Однако это не лучшая стратегия. Такая реакция вызывает ощущение, что ваши чувства не имеют значения и выражать их стыдно.
Дело в том, что подавляя отрицательные эмоции, мы лишаем себя возможности с ними справляться. Не делясь с окружающими своими эмоциями, мы лишаем коллег возможности помочь нам.
Навык управления собственными эмоциями можно развивать. Он входит в эмоциональный интеллект. Исследования показывают, что даже способность давать своим чувствам определение (это одна их техник работы над EQ) помогает лучше преодолевать сложности и справляться с негативными эмоциями.
Существует распространенный взгляд, будто существуют хорошие и плохие эмоции. Мы пытаемся избегать «плохих» и переключаться на «хорошие», надеясь, что таким образом все наладится. На самом же деле, нет плохих и хороших эмоций. Все эмоции нейтральны. Просто те, которые считаются «плохими», труднее обрабатывать: они требуют больших затрат энергии.
Сотрудники скрывают сложные эмоции. К примеру, не признаются, что разозлились, когда их не пригласили в новый проект, или не говорят, что им страшно отчитываться перед руководителем. Тем не менее признание подобных эмоций помогает многое прояснить. Новые возможности перед сотрудником начинают открываться при преодолении негативного эмоционального опыта.
Если задуматься, там, где вы сейчас находитесь, вы оказались и благодаря таким эмоциям как страх, стыд, грусть или боль.
Нужно учиться признавать негативные эмоции, не «застревая» в них. Это помогает двигаться вперед.
Для начала нужно справиться с токсичной позитивностью. Как? Используйте эти приемы.
Осознайте, что люди способны меняться и становиться лучше. Это помогает относиться к любому жизненному моменту как к возможности чему-то научиться. Испытываете печаль, гнев или страх? Думайте о том, чему вы можете научиться, преодолевая эти чувства. Можно решить: «Я уже справлялся с подобным, справлюсь и сейчас». Или «Сейчас у меня есть возможность справиться с новой эмоцией».
Это отличается от токсичной позитивности тем, что вы даете себе право признавать свои эмоции и понимаете: это не мешает, а помогает вам двигаться дальше.
Поощряйте других выражать свои эмоции. Для этого задавайте вопросы, помогающие человеку выразить, что он чувствует. Вопросы должны быть конкретными.
Лучше отказаться от таких вопросов:
Используйте конкретные вопросы:
Обращайте внимание на настоящие эмоции. Не игнорируйте их.
Люди склонны стремиться не замечать такие эмоции как презрение, страх или печаль. Да, они неприятны, а у людей недостаточно навыков, чтобы прорабатывать такие сложные эмоции. И все же, если оставлять себе право и место для обработки и выражения своих чувств и эмоций, мы найдем возможность обработать их, когда будем готовы. Уделять внимание отрицательным эмоциям – это задавать себе вопросы, делиться с окружающими своими эмоциями или анализировать их в тишине. Как только вы научитесь комфортно воспринимать любые свои эмоции, вы перестанете заглушать их «позитивными» установками.
Нередко мы спешим извлекать уроки из ситуации, но иногда лучше какое-то время находиться в моменте, признавать свои текущие эмоции и отмечать все, что вы испытываете. Некоторые уроки становятся понятными со временем.
Иногда мы говорим себе, что не должны испытывать определенную эмоцию, или наоборот, должны. Примите это. Иногда мы не готовы преодолевать те или иные эмоции прямо сейчас. Уважайте свои решения и не жертвуйте истинными чувствами. Говорят, эмоции – лучший учитель.