Блог
17.02.24

Как стать руководителем?

Пройдя сложный карьерный путь, любой специалист рано или поздно задумывается над тем, чтобы вскарабкаться еще выше — стать руководителем. Он начинает отправлять резюме в разные компании и сталкивается с разочаровывающей реальностью: большинству работодателей важны не столько ваши навыки, сколько предыдущий опыт на руководящей должности.
Как стать руководителем? | ManGO! Games: помогаем развивать лидеров и строить эффективные команды
Как стать руководителем? | ManGO! Games: помогаем развивать лидеров и строить эффективные команды
Колесо баланса "ЖУРНАЛ РЕФЛЕКСИИ"
Рефлексия помогает лучше понимать себя, свою жизнь, собственные эмоции и мир вокруг. Журнал основан на лучших практиках личной эффективности, самопознания и развития. Мы собрали 900 вопросов для баланса работы и жизни.

Что делать, если этого опыта нет? Ответ на этот вопрос знает Татьяна Чибиняева — эксперт по финансам и карьерному росту, автор книги «Главный по финансам. Как стать сильным финансовым директором».

«Обозначьте себя так, чтобы вас посчитали достойным кандидатом на руководящую должность» — пишет в своей книге Татьяна, перечисляя несколько ключевых вещей, которые необходимо изменить в себе.

Мотивация и альтруизм

Важно ответить себе на вопрос: «Почему я хочу быть руководителем?» Если для того, чтобы заработать больше денег — то это фундаментальная ошибка. Попытка получить должность начальника ради финансовой выгоды не приведет ни к чему, кроме проблем.

И это закономерно: на самом деле, такой человек хочет решать те же задачи, что и прежде, и получать за это больше денег. Но никак не брать на себя дополнительную ответственность или выполнять более сложные поручения.

Более того, эгоистичная мотивация приводит к тому, что человек уходит от проблем, которые напрямую его не касаются. А это, в свою очередь, вредит всей команде, и ведет к потере лидерства в коллективе — а значит, и самой должности, вместе с зарплатой.

Желание заработать больше денег — это нормально. Но это слишком поверхностная мотивация, которая не заставляет по-настоящему развиваться и идти вперед. Важно выбрать для себя иные причины стать руководителем: личностный рост, решение сложных задач или же просто чувство удовольствия от процесса саморазвития.

Желание помочь другим — это ключевая характеристика хорошего руководителя. Нельзя стать руководителем, решая исключительно собственные задачи и не сотрудничая с коллегами. Что на руководящей должности будет делать человек, который не знает, как работать в команде?

Нельзя давать коллегам чувствовать, что они находятся сами по себе. Да, невозможно решить каждую проблему сотрудников, но нужно искренне стремиться сделать это. И когда это стремление заметят окружающие, они начнут воспринимать вас как лидера.

Желание расти

«Я могу освоить любые навыки» — это главная установка, которая должна быть у претендента на руководящую должность. Лидер не должен таить надежду, что в какой-то момент объявится человек с необходимыми компетенциями и решит все возникшие проблемы. Нужно быть уверенным в возможности себя и своей команды освоить требуемые для решения задачи навыки, даже если эти навыки существуют только в зародыше. Такая уверенность со стороны руководителя заразит всю команду, и будет способствовать укреплению его позиций внутри коллектива.

Ведь лидер — это человек, который единственный способен оказывать влияние на команду. Если главное должностное лицо не хочет достигать лучших результатов, команда расценит это как норму, и будет инертно проводить время в офисе от зарплаты до зарплаты без какого-либо развития. Их карьерные амбиции будут ограничены уже выученными инструкциями, а любые новые задачи будут казаться настоящим кошмаром — и все из-за одного человека.

Любовь к профессии и спобность обучать

Важно понимать: если вы не любите свою работу — вам нечего делать на посту руководителя. Нельзя взрастить в людях амбиции и стремление к росту, если вы тяготеете от одной мысли о новом рабочем дне. Человек с такой жизненной позицией, получив должность начальника, будет тянуть вниз всю команду, подобно тяжелому грузу, и в итоге нанесет вред самому себе.

Решение проблем и мотивация персонала к росту невозможны, если вы не умеете быть хорошим учителем. Для этого вовсе необязательно получать педагогическое образование — достаточно стать наставником для одного из коллег. У вас может возникнуть психологический барьер и непонимание, с чего начать, как объяснить те или иные тонкости работы человеку. Тогда нужно ответить себе еще на один вопрос — а готовы ли вы к тому, чтобы стать чьим-то наставником?

Коммуникативные навыки

Менеджер любого уровня по определению должен обладать развитым навыком общения с людьми и эмпатией. Без этого он не сможет выполнять свою ключевую функцию — руководить. Многие считают, что харизмы и умения находить общий язык на уровне межличностного взаимодействия достаточно для этой должности, но это ошибочное мнение. Важен также навык общения в других форматах: с использованием электронной почты или мессенджеров, а также презентации, звонки и собрания. Без понимания этих форм связи даже переход компании на удаленную работу может стать огромной проблемой для руководителя.

Есть крайне простые способы развития навыков письменной речи:

  • заведение интернет-блога для высказывания своих мыслей и идей, или для передачи знаний;
  • создание электронных записок в Google Docs для помощи коллегам;
  • запись на специальные корпоративные тренинги.

Помимо этого, можно информировать другие отделы о прогрессе своей рабочей команды. Во-первых, таким образом вы продемонстрируете им проявление инициативы. Во-вторых, это будет крайне полезно по следующим причинам:

  • поможет более четко и последовательно излагать свои мысли;
  • научит грамотно формулировать идеи.

Желание делать людей вокруг себя лучше

Перед получением желаемой руководящей должности в сознании человека должен произойти фундаментальный сдвиг — понимание, что он является всего лишь частью общего процесса. Это называется переходом от частного к общему.

Этот переход знаменует перемены в мышлении: вы начинаете заниматься не только собственными делами, а смотреть шире, выстраивая полноценную картинку рабочего процесса. И в голову начинают приходить идеи: как этот процесс оптимизировать, как поднять продуктивность команды и прочие. Такое мышление называют мышлением мультипликатора.

Вам необходимо совершать шаги по приумножению работы своей команды, показывать начальству и коллегам — вы можете делать людей вокруг себя лучше, помогать им развиваться и более эффективно решать свои проблемы. Именно тогда в вас начнут видеть потенциального кандидата на пост руководителя.

Для того, чтобы обозначить лидерские позиции, выразить свои амбиции и просто приблизить себя к желаемой должности, уже сейчас можно предпринимать следующие шаги:

  • проводить встречи с начальством для презентации собственных идей по улучшению работы коллектива и планов по оптимизации деятельности всей компании (о проведении этих встреч важно делиться с коллегами, чтобы они не чувствовали, что вы что-то от них утаиваете);
  • сообщать не только о проблемах, но и о нахождении решения к ним, чтобы отложить приятное впечатление о себе в голове начальника;
  • развивать в себе мышление мультипликатора — чем раньше сменится курс от личных задач до глобальных решений, тем быстрее вы начнете помогать другим становиться лучше, и тем больше вы приблизитесь к образу идеального руководителя.

Обучение всю жизнь

Не все осознают, насколько огромен разрыв между интеллектуальным процессом рядового сотрудника и хорошего руководителя. Получив эту должность, вам предстоит потратить не один десяток часов, практикуя различные виды скиллов: от hard до soft.

Лидерство неразрывно связано с ежедневной практикой и оттачиванием своих навыков. Человек, впервые входящий в роль руководителя, должен понимать, что обучение должно длиться всю его жизнь, и искренне желать, чтобы это обучение не прекращалось.

Помимо этого, нужно уметь принимать критику в свой адрес, учиться на своих ошибках и перенимать опыт у тех, кто уже достиг успеха в своей области.

Настоящие лидеры — это те, кого вы даже не знаете лично, но все равно восхищаетесь ими и следите за каждым их действием. Такие люди — крайне полезный пример для подражания. Но есть и другие:

  • люди, которых вы встретили на протяжении своей карьеры, и кого можете назвать полезными знакомыми;
  • владельцы и топ-менеджеры различных компаний;
  • книги различных экспертов, имеющих опыт в той сфере, где вы работаете.

Старайтесь применять их советы и опыт в вашей практике, постоянно анализируйте их действия и сравнивайте со своими. Чужой успех может стать фундаментом вашего успеха.

Таким образом, первый шаг на пути того, чтобы стать руководителем — изменить свое мышление. Достаточно начать мыслить о себе, как о лидере, и вы сами того не заметите, как начнете вести себя соответствующе. И окружающие это обязательно заметят.

А для того, чтобы закрепить в себе лидерские навыки и повысить эффективность коллектива, можно воспользоваться специализированными играми для бизнес тренингов. Подобная практика уже распространена в наиболее успешных компаниях из различных отраслей. Если вы руководитель, который хочет сделать своих подчиненных лучше, советуем ознакомиться с каталогом ManGo! Games.

Закажите полный каталог игр ManGO! Games