Кого не устраивает повышение
Сотрудники не стремятся к карьерному росту по нескольким причинам. Давайте разберемся, что страшит персонал.
Одной из причин нежелания подниматься по карьере стал страх перед большой ответственностью.
Как показал анализ, проведенный порталом «Работа.ру», россияне, а таких набралось 52%, не хотят занимать должности руководителей. Часть из них (26%) объяснили это стрессами и возможными проблемами на ответственном посту.
Нестабильное состояние, в котором пребывает сегодняшний мир, также служит причиной отказа от повышения. Многие рядовые сотрудники компаний предпочитают оставаться на своем рабочем месте, вместо того, чтобы стремиться к новому. Здесь они хорошо знают должностные обязанности, понимают задачи и не боятся потерять работу, т. к. риски у исполнителей ниже, чем у управленцев.
Чтобы скорректировать такое положение, работодатели могли бы изменить систему карьерного роста. Подводя сотрудников к повышению постепенно, организуя обучение персонала, можно помочь кандидатам на руководящие должности осознать свой путь развития и не бояться ответственности, рамки которой они смогут увидеть и понять. Такой подход станет стимулом к проявлению качеств лидера и формированию уверенного поведения в профессиональной среде.
В результате исследований, проведенных специалистами Высшей Школы Экономики (ВШЭ), аналитики сделали вывод, что россияне стали реже работать сверхурочно, даже если напряженные переработки привели бы к повышению должностного оклада. Мотивация персонала построить карьеру очень невысока.
Почти пятая часть (20%) опрошенных добавили, что уже сейчас их профессиональные нагрузки достигли предела физических возможностей. Действительно, границы вакансий сегодня весьма размыты и дополнительные функции «упали» на многих работников компаний. Специалисты боятся не справиться с потоком новых задач на более высокой должности — и так они не всегда успевают вовремя выполнять свои текущие обязанности.
Важно. Если ваши сотрудники сильно перегружены, то их большой функционал не обязательно свидетельствует о высоком профессионализме. Возможно, причина заключается в том, что задания распределены неравномерно и это нужно пересмотреть.
В связи с этим необходимо провести анализ обязанностей, более равномерно распределить задания, контролировать переработки и научить персонал системно и эффективно делегировать часть работы.
Исследования, проведенные аналитическим центром НАФИ и фондом «Росконгресс» показали, что 45% работающих россиян лично сталкивались с профессиональным выгоранием, а 15% (что составляет более 13 миллионов человек) испытывают его в настоящее время.
Главными причинами выгорания стали постоянные перегрузки, принимающие хроническую форму, небольшая зарплата, слабая поддержка руководства, дисбаланс в системе управления. А также несговорчивость коллег и разногласия в команде, отсутствие корреляции между ценностями компании и навыками сотрудников.
Чтобы снять вопрос выгорания персонала, требуется пересмотр главных принципов управления и установление баланса между содержанием задач, навыками и обязанностями каждого отдельного человека в команде.
Нужно понимать, что за атмосферу в коллективе отвечает руководитель, и его ответственность — создавать благоприятную среду и обеспечивать каждого специалиста достойными условиями для работы.
Обычно сотрудники компаний не обсуждают перспективы собственного карьерного роста:
И хотя две заключительные причины в этом списке выглядят логичными с позиции управленцев, на деле, они не должны заботить рядовых сотрудников. Потому что проблемы компании входят в зону ответственности ее руководителей, а не рядовых исполнителей.
Для нормальной работы у персонала должно быть все необходимое, в том числе, карьерные перспективы и достойный уровень заработной платы. Только при таком подходе к своим сотрудникам компании могут преодолеть все сложности нестабильной экономики и сделать свой бизнес прибыльным и успешным.
В некоторых случаях компании могут столкнуться с ситуацией, когда финансовое поощрение сотрудников невозможно.
Не нужно думать, что мотивационные возможности на этом заканчиваются. Гибкий график, система наставничества, внутренние обучающие программы, командные игры — вот некоторые из доступных альтернатив. Задача руководства в этой ситуации состоит в том,чтобы создать вдохновляющую среду, которая будет стимулировать сотрудников к профессиональному росту.
Однако, если причиной молчания и инертности подчиненных стал страх перед руководством, такое положение дел сигнализирует, что принципы управления нуждаются в изменениях. Возможно, стоит пересмотреть систему управления и внести коррективы для улучшения взаимодействия между сотрудниками и высшими менеджерами.
Чтобы система карьерного роста стала прозрачной и понятной и для руководства, и для сотрудников, необходимо ее четко сформулировать и внедрить. Это поможет избежать недопонимания и обеспечит равные возможности для профессионального роста всех работников компании.
Так, для оценки вклада должностей и ролей компании в общий результат может быть использована грейдовая система, которая предполагает регулярные встречи с наставниками. На квартальных и годовых встречах обсуждаются итоги работы, выполненной сотрудниками, оценивается их профессиональный рост и готовность к повышению.
Система результативна, справедлива и понятна персоналу. А когда работники понимают, что именно требуется для построения карьеры, у них повышается мотивация к достижению цели, улучшаются личные результаты и, соответственно, эффективность всей компании.
Справка. В грейдовой системе позиции и роли в компании оцениваются по определенным критериям (уровням): иерархия должности, профессиональные знания, финансовый вклад и др. Грейдирование помогает сотрудникам развиваться в рамках текущей должности (горизонтали) и расти в зарплате.