Корпоративные университеты преобразились из простых внутренних курсов в мощные образовательные структуры с многомиллионными инвестициями и участием топ-менеджеров в роли преподавателей. Но что же ждет их впереди? Разбираем, к чему это может привести в будущем.
История явления корпоративных университетов началась не вчера, и за последние десять лет в ней было немало изменений. За это время их роль в бизнесе только усилилась: в различных отраслях наблюдается нехватка квалифицированных и мотивированных специалистов, и наличие собственной образовательной системы позволяет компаниям быстро подготавливать нужные кадры. Но последние годы лишь усугубили эту проблему – отъезд ценных сотрудников за границу, участие работников в СВО, снижение их мотивации и другие факторы заставляют компании все больше полагаться на внутреннее обучение. В результате они привлекают больше преподавателей и обучают своих сотрудников новым навыкам. Лидеры корпоративного образования – например НЛМК, Альфа-банк и «Билайн» – используют текущую ситуацию, чтобы поднять свои образовательные программы на новый стратегический уровень.
Количество образовательных программ в крупнейших корпоративных университетах колеблется от 160 до 2,6 тысяч. В течение года такие университеты приглашают от 100 до 1000 внешних экспертов для проведения занятий. Согласно данным НИУ-ВШЭ, средний годовой бюджет корпоративного университета составляет примерно 400 миллионов рублей, а у лидеров рынка он может достигать 2,5 миллиардов рублей. Эти расходы можно рассматривать как стратегические инвестиции, направленные на развитие экспертизы команды, выявление и воспитание талантов, а также укрепление HR-бренда.
Кроме непосредственного обучения, корпоративные университеты выполняют множество дополнительных функций: 80% из них занимаются оценкой персонала, 50% работают на внешнем рынке образовательных услуг, 30% ведут издательскую деятельность, а 20% занимаются карьерным консультированием внутри компании и планируют пути развития сотрудников. Неудивительно, что значимость и ценность таких образовательных структур постоянно растет, и они становятся неотъемлемой частью стратегического управления в бизнесе.
Для начала выделим несколько ключевых трендов, которые в последнее время заметно влияют на корпоративное образование:
Эти наблюдения полностью совпадают с нашими выводами!
Корпоративные университеты уже давно перестали быть просто провайдерами образовательных услуг внутри компании. Их роль значительно расширилась, и среди основных направлений развития можно выделить несколько ключевых векторов:
На сегодняшний день 80% крупных компаний производственного сектора активно реализуют совместные программы с вузами и ссузами. Это сотрудничество помогает не только развивать образовательные инициативы, но и укреплять связи между бизнесом и образовательными учреждениями.
Примерно 50% корпоративных университетов начинают принимать заказы от внешних клиентов. В таких проектах участвуют не только студенты, но и другие заинтересованные стороны, что позволяет развивать практические навыки и получать реальный опыт.
Более 66% корпоративных университетов обладают государственной лицензией на образовательную деятельность, что позволяет им выдавать удостоверения о повышении квалификации и дипломы о профессиональной переподготовке с присвоением новой квалификации. Например, Университет Банка России, открывшийся в 2018 году, стал площадкой для развития компетенций как участников финансового рынка, так и зарубежных регуляторов. «Альфа-Академия», открытая в январе 2020 года, запустила серию открытых курсов по развитию навыков будущего. «Билайн Университет», созданный «ВымпелКомом» в 1999 году, в 2024 году предложил 31 образовательный коммерческий продукт как для b2c, так и для b2b-клиентов.
Показательные цифры свидетельствуют о том, что 70% корпоративных университетов разрабатывают образовательные программы для своих партнеров, крупных клиентов или для всех желающих, зарабатывая при этом порой более 25% от общего бюджета. Это стало возможным благодаря сильной отраслевой экспертизе, которая дает корпоративному образованию значительное преимущество перед традиционными бизнес-школами. Например, у СберУниверситета даже есть KPI, привязанный к доходам от внешних клиентов.
Распространенная практика – создание корпоративного университета как драйвера трансформации компании. Не удивительно, что в 60% случаев такие образовательные структуры выделяются из департамента управления персоналом и подчиняются непосредственно топ-менеджерам или президентам компаний. Примеры таких организаций включают НЛМК, Банк России и «Газпром нефть».
В роли стратегического партнера корпоративный университет предлагает инновационные решения для роста и масштабирования бизнеса. Этот вектор можно наблюдать по переходу от «процессных» KPI (таких как количество программ, охват аудитории, NPS заказчика и студентов) к новым «результативным» KPI, которые подтверждают положительное влияние на компанию. Например, можно оценить, насколько удалось сократить расходы отдельного подразделения.
Корпоративные университеты становятся чем-то большим как для своих компаний, так и для внешнего образовательного рынка. Вполне вероятно, что в ближайшие годы выпускники школ будут выбирать между традиционными вузами и новыми образовательными учреждениями, которые смогут гарантировать актуальность программ и трудоустройство.