Блог
14.01.25

Корпоративные университеты – шаг за горизонт или светлое будущее?

Корпоративные университеты становятся ключевыми игроками на образовательном рынке. В нашем обзоре мы рассмотрим их партнерство с государством, успешные примеры, а также влияние на выбор выпускников между традиционными вузами и новыми образовательными форматами. Узнайте о будущем корпоративного образования и его воздействии на рынок труда!
Корпоративные университеты – шаг за горизонт или светлое будущее? | ManGO! Games: помогаем развивать лидеров и строить эффективные команды
Корпоративные университеты – шаг за горизонт или светлое будущее? | ManGO! Games: помогаем развивать лидеров и строить эффективные команды
Колесо баланса "ЖУРНАЛ РЕФЛЕКСИИ"
Рефлексия помогает лучше понимать себя, свою жизнь, собственные эмоции и мир вокруг. Журнал основан на лучших практиках личной эффективности, самопознания и развития. Мы собрали 900 вопросов для баланса работы и жизни.

Корпоративные университеты преобразились из простых внутренних курсов в мощные образовательные структуры с многомиллионными инвестициями и участием топ-менеджеров в роли преподавателей. Но что же ждет их впереди? Разбираем, к чему это может привести в будущем.

История явления корпоративных университетов началась не вчера, и за последние десять лет в ней было немало изменений. За это время их роль в бизнесе только усилилась: в различных отраслях наблюдается нехватка квалифицированных и мотивированных специалистов, и наличие собственной образовательной системы позволяет компаниям быстро подготавливать нужные кадры. Но последние годы лишь усугубили эту проблему – отъезд ценных сотрудников за границу, участие работников в СВО, снижение их мотивации и другие факторы заставляют компании все больше полагаться на внутреннее обучение. В результате они привлекают больше преподавателей и обучают своих сотрудников новым навыкам. Лидеры корпоративного образования – например НЛМК, Альфа-банк и «Билайн» – используют текущую ситуацию, чтобы поднять свои образовательные программы на новый стратегический уровень.

Вложения в образование достигают миллиардов!

Количество образовательных программ в крупнейших корпоративных университетах колеблется от 160 до 2,6 тысяч. В течение года такие университеты приглашают от 100 до 1000 внешних экспертов для проведения занятий. Согласно данным НИУ-ВШЭ, средний годовой бюджет корпоративного университета составляет примерно 400 миллионов рублей, а у лидеров рынка он может достигать 2,5 миллиардов рублей. Эти расходы можно рассматривать как стратегические инвестиции, направленные на развитие экспертизы команды, выявление и воспитание талантов, а также укрепление HR-бренда.

Кроме непосредственного обучения, корпоративные университеты выполняют множество дополнительных функций: 80% из них занимаются оценкой персонала, 50% работают на внешнем рынке образовательных услуг, 30% ведут издательскую деятельность, а 20% занимаются карьерным консультированием внутри компании и планируют пути развития сотрудников. Неудивительно, что значимость и ценность таких образовательных структур постоянно растет, и они становятся неотъемлемой частью стратегического управления в бизнесе.

Макротренды в корпоративном образовании

Для начала выделим несколько ключевых трендов, которые в последнее время заметно влияют на корпоративное образование:

  1. Привлечение функциональных тренеров из бизнеса
    Одним из главных направлений становится привлечение к работе в корпоративных университетах профессионалов из самой компании, обладающих ценным опытом и экспертизой. Это чаще всего представители высшего и среднего менеджмента, которых дополнительно обучают методикам преподавания. Например, в НЛМК уже около 450 таких тренеров активно делятся своими знаниями. В некоторых организациях даже установлены правила, согласно которым топ-менеджеры должны уделять не менее восьми часов в год на обучение своих коллег. Ярким примером служит ПАО «Сбербанк», где в 2024 году 314 руководителей, включая 42 высших менеджера и 272 представителя среднего звена, приняли участие в программах СберУниверситета, проведя в сумме 2806 академических часов.
  2. Внедрение искусственного интеллекта и обучение работе с ним
    Современные технологи – такие как виртуальная и дополненная реальность – открывают новые горизонты для создания интерактивных образовательных сценариев. Сотрудники теперь могут погружаться в симуляции реальных рабочих ситуаций, что позволяет им развивать навыки в более приближенных к реальности условиях. Кроме того, генеративные нейросети способны быстро генерировать большой объем текстового и визуального контента – от программ тренингов до инструкций и кейсов. В рамках эксперимента мы поинтересовались у ChatGPT о перспективах корпоративных университетов, и нейросеть выделила несколько интересных трендов:
  • персонализация обучения с использованием ИИ и технологий анализа данных,
  • активное применение VR/AR,
  • акцент на развитии soft skills,
  • партнерство с академическими учреждениями,
  • гибридные форматы обучения,
  • повышенное внимание к оценке эффективности.

Эти наблюдения полностью совпадают с нашими выводами!

  1. Развитие soft skills через разнообразные форматы
    Сейчас наблюдается особый интерес к развитию soft skills, что осуществляется с помощью различных форматов, включая командные сессии, мастермайнды и коучинг. Особенно актуальными становятся навыки управления распределенными командами и взаимодействия с удаленными сотрудниками. В условиях кадрового дефицита и активной борьбы за ценных специалистов, компании стремятся выстраивать эффективные коммуникации внутри команд, что становится важным фактором для удержания персонала и повышения его вовлеченности.

Выход на внешний рынок

Корпоративные университеты уже давно перестали быть просто провайдерами образовательных услуг внутри компании. Их роль значительно расширилась, и среди основных направлений развития можно выделить несколько ключевых векторов:

Партнерство с государством

На сегодняшний день 80% крупных компаний производственного сектора активно реализуют совместные программы с вузами и ссузами. Это сотрудничество помогает не только развивать образовательные инициативы, но и укреплять связи между бизнесом и образовательными учреждениями.

Коммерциализация

Примерно 50% корпоративных университетов начинают принимать заказы от внешних клиентов. В таких проектах участвуют не только студенты, но и другие заинтересованные стороны, что позволяет развивать практические навыки и получать реальный опыт.

Выход на открытый рынок

Более 66% корпоративных университетов обладают государственной лицензией на образовательную деятельность, что позволяет им выдавать удостоверения о повышении квалификации и дипломы о профессиональной переподготовке с присвоением новой квалификации. Например, Университет Банка России, открывшийся в 2018 году, стал площадкой для развития компетенций как участников финансового рынка, так и зарубежных регуляторов. «Альфа-Академия», открытая в январе 2020 года, запустила серию открытых курсов по развитию навыков будущего. «Билайн Университет», созданный «ВымпелКомом» в 1999 году, в 2024 году предложил 31 образовательный коммерческий продукт как для b2c, так и для b2b-клиентов.

Показательные цифры свидетельствуют о том, что 70% корпоративных университетов разрабатывают образовательные программы для своих партнеров, крупных клиентов или для всех желающих, зарабатывая при этом порой более 25% от общего бюджета. Это стало возможным благодаря сильной отраслевой экспертизе, которая дает корпоративному образованию значительное преимущество перед традиционными бизнес-школами. Например, у СберУниверситета даже есть KPI, привязанный к доходам от внешних клиентов.

Стратегический партнер

Распространенная практика – создание корпоративного университета как драйвера трансформации компании. Не удивительно, что в 60% случаев такие образовательные структуры выделяются из департамента управления персоналом и подчиняются непосредственно топ-менеджерам или президентам компаний. Примеры таких организаций включают НЛМК, Банк России и «Газпром нефть».

В роли стратегического партнера корпоративный университет предлагает инновационные решения для роста и масштабирования бизнеса. Этот вектор можно наблюдать по переходу от «процессных» KPI (таких как количество программ, охват аудитории, NPS заказчика и студентов) к новым «результативным» KPI, которые подтверждают положительное влияние на компанию. Например, можно оценить, насколько удалось сократить расходы отдельного подразделения.

Корпоративные университеты становятся чем-то большим как для своих компаний, так и для внешнего образовательного рынка. Вполне вероятно, что в ближайшие годы выпускники школ будут выбирать между традиционными вузами и новыми образовательными учреждениями, которые смогут гарантировать актуальность программ и трудоустройство.

Закажите полный каталог игр ManGO! Games