Блог
06.08.22

Менторские программы в компаниях: преимущества, опыт, выводы

Большинство компаний после февральских событий решили заняться обучением и развитием сотрудников своими силами. При этом люди хотят получать знания и опыт как можно быстрее. Как справляются с такими вызовами компании? Один из подходов – внутреннее менторство и коучинг. Узнаем, каков реальный опыт и каковы особенности менторства в наших компаниях.
Менторские программы в компаниях: преимущества, опыт, выводы | ManGO! Games: помогаем развивать лидеров и строить эффективные команды
Менторские программы в компаниях: преимущества, опыт, выводы | ManGO! Games: помогаем развивать лидеров и строить эффективные команды

HR-специалисты компаний, внедривших программы менторства, объясняют, что дает менторство их компаниям, что такое менторинг и чему менторы могут научить своих коллег.

Менторинг – это больше, чем давать советы

Ментор дает советы и передает опыт, но не только. Он еще и мотивирует, помогает с формулировкой целей, выявляет точки роста, участвует в поиске способов достижения результатов.

Важная задача менторинга – выравнивание уровня профессионализма в компании, обеспечение в компании атмосферы, где каждый применяет лучшие инструменты, которыми располагает компания для решения своих задач.

Бывает, сотрудник в какой-то момент теряет мотивацию, не понимая, как его работа влияет на общий успех. Это может произойти в любой компании.  Большинство из нас способны растеряться, не зная, можно ли улучшить свою работу, как это сделать, и к чему нужно стремиться.

В подобных ситуациях сотрудники чувствуют себя брошенными, ненужными, предоставленными сами себе. Хорошо, если это временное состояние, и особенно хорошо, если в этот сложный период рядом появляется опытный специалист, помогающий разобраться с текущими задачами, объясняющий место этих задач в дереве целей компании. Нетрудно догадаться, что такой подход снижает текучесть кадров и повышает производительность работы отдельных сотрудников.

На что еще способно менторство? Немного статистики. 75% руководителей считают, что достичь руководящей должности им помогли менторы. Такова статистика, представленная Американским обществом обучения и развития. Менторство предлагают своим сотрудникам 76% организаций в Европе. Менторские программы предлагают своим сотрудникам 71% компаний из списка Fortune500. 78% сотрудников, воспользовавшихся такими программами, не попадают под сокращение. Сотрудники, у которых был ментор, зарабатывают больше. 84% гендиректоров уверены, что благодаря менторам избежали критических ошибок, принимая решения.

И даже это далеко не все плюсы менторинга (или менторства). Разберемся, как используют в компаниях программы менторства.

Карьерный рост

В американской ИТ-компании EPAM менторинг используют для карьерного роста сотрудников. Там отмечают, что с ментором каждый сотрудник растет в два раза быстрее, чем самостоятельно. Раньше сотрудник шел на повышение в среднем через три года, а после внедрения программы менторинга это происходит уже через полтора года.

В EPAM-е есть менторинг для специалистов и для руководителей. Для специалистов предусмотрена обучающая программа, которую нужно пройти частично самостоятельно, частично с ментором, для руководителей применяется индивидуальный подход. В компании пришли к выводу, что нет единой универсальной программы для руководителей-менти (тех, у которых есть менторы). Программа составляется менторами индивидуально.

Большинство международных корпораций в той или иной степени использует в своей практике программы менторинга. Менторство открывает двери как для вертикального, так и для горизонтального карьерного роста.

Развитие бизнеса

Для стартапов фонда «Сколково» тоже предусмотрена менторская программа. Она предлагает помощь специалистов разных областей для помощи в привлечении инвестиций и масштабировании бизнеса.

По статистике Kabbage Inc., менторы и менти удерживаются в бизнесе на 70% дольше, чем те, кто не участвует в менторских программах, а 92% владельцев бизнеса в США считают важным фактором своего успеха поддержку ментора в свое время.

Развитие и обучение сотрудников

Менторы помогают сотрудникам развиваться и приобретать навыки, как мягкие, так и жесткие.

Сотрудники обращаются к менторам по разным вопросам:

  • Научить работать с программами, приложениями, применять методы и повышать качество работы в рамках своих текущих задач. Например, просят помочь использовать макросы в Excel, разрабатывать «дорожные карты», делать программный код аккуратнее, повысить эффективность бизнес-метрик.
  • Научить эффективно коммуницировать с коллегами – понятно писать документацию, организовать совещания, улучшить атмосферу в команде.
  • Помочь с тайм-менеджментом, креативностью, умением взаимодействовать с членами команды.
  • Помочь с карьерным ростом – составить дорожную карту роста, определить, какие навыки нужно развить.
  • Помочь с выбором области для параллельного развития помимо текущей должности и области.
  • Помочь улучшить качество управления – управление командой, лидерские навыки, работа с конфликтами.

Экономия средств

Менторство тоже требует обучения, зато менторы – специалисты, которые остаются в компании и с опытом становятся все более ценными. У HR-специалистов появляется дополнительная задача внедрить культуру менторства и развить менторов, зато повышаются внутренние показатели эффективности и снижается текучесть кадров и затраты на привлечение новых специалистов.

Менторство – эффективная модель передачи любых знаний, как профессиональных, так и личных.

Нет единых требований

К менторству нет единых требований, каких-либо единых стандартов. В разных компаниях оно организовано по-разному.

К менторам могут обращаться при необходимости. Менторы могут работать только с новичками, в компании может быть деление на менторов для специалистов и для руководителей.

Как стать ментором

Во всех компаниях менторами выступают опытные специалисты, которые имеют уже немалый стаж работы в этой компании.

К примеру, в компании «Авито Компас» условия для менторства следующие:

  • Работа в компании не менее полугода.
  • Глубокая экспертиза в своем деле.
  • Личная история успеха.

Важно, что менторы, прежде чем оказывать менторскую помощь, проходят обучение. В каждой компании такое обучение устроено по-разному. Это может быть онлайн-курс или работа с бизнес-тренером в очном или смешанном формате.

Зачем это менторам

Расти до ментора и практиковать в качестве ментора – это личное развитие, развитие лидерства. Этот опыт трудно переоценить. Ментор помогает своему менти достичь поставленных вместе целей. Для ментора работа с каждым менти – ответственный проект с конкретным результатом, который должен быть измеримым и понятным.

В чем конкретно роль ментора

Кто такой ментор? Это учитель, наставник, мастер. Так переводится это слово с латыни. Термин пришел к нам из древнегреческой мифологии. По легенде, у Одиссея был мудрый и опытный друг по имени Ментор. Когда Одиссей пошел в поход, он доверил Ментору обучать своего сына и помогать семье, оказывая всяческую поддержку. Именно поддержка, а не просто передача знаний, – основная роль ментора.

У каждого великого человека был ментор. У Платона ментором был Сократ, Платон был ментором у Аристотеля, а Аристотель выступал в роли ментора для Александра Македонского.

Менторы были у лидеров успешных компаний: у основателей Dropbox Дрю Хьюстона и Араша Фирдоуси, у Стива Джобса, у основателей Google Сергея Брина и Ларри Пейджа.

Ментор не то же самое, что наставник, поскольку роль наставника ограничивается передачей опыта. Ментор еще осуществляет поддержку, помогает достигать целей. Наставник учит идти известной дорогой и готовит специалиста, а ментор предлагает более высокий уровень – готовит эксперта.

Преподаватель дает теоретические знания, тренер учит применять знания на практике, коуч помогает использовать внутренние ресурсы, эксперт оценивает ситуацию, консультант дает советы. Ментор использует все эти практики, становясь при этом еще и близким человеком, хорошим другом, которому можно доверять.

Ментор делится собственным опытом и предупреждает о возможных трудностях при выборе той или иной стратегии, но позволяет своему подопечному самому выбирать стратегию и выполнять намеченное.

Менторство (или менторинг) – это более глубокий способ наставничества и коучинга. Это и педагогическая, и тренерская, психологическая, и моральная поддержка подопечного.

Сейчас больше распространен коучинг, однако коуч – более фрагментарная роль по сравнению с менторством. Ментор проходит с подопечным долгий путь к его успеху. Менторство можно рассматривать как долгосрочное наставничество, поддержка саморазвития и личностного роста.

Менторство – двусторонний процесс: ментор и инвестирует, и получает инвестиции. Наблюдать за успехами подопечного – дорогого стоит.

Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Мы будем сообщать о новых статьях и мероприятиях ManGO! Games
Подписываясь, я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных