Как создать синергию в команде?
Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!
Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды
Сегодня лидеры часто прибегают к проектному подходу, поскольку время перемен требует постоянной адаптации к новой ситуации и поиска новых моделей. Проектная деятельность – всегда неопределенность, внутри которой нужно выстраивать отношения в команде и добиваться ее эффективности. В этом лидеру помогут менторские навыки: они способствуют решению двух важных задач – 1) вдохновить команду и 2) помочь ей сфокусироваться на ключевом, даже если вокруг хаос.
Лидерство в 2023-м опирается на навыке строить доверие. Для эффективности отношений с сотрудниками важно достичь безопасной атмосферы и доверия к своему лидеру. Без этого сотрудники не станут делиться с лидером реальными проблемами и у лидера не будет знания о реальном положении вещей.
В команду могут входить представители разных подразделений, между членами команды могут возникать конфликтные ситуации, а кризис сам по себе добавляет тревожности. Уравновесить все это может одна возможность, доступная каждому, несмотря на все сложности и противоречия. Это возможность прийти к лидеру и поделиться с ним ситуацией и своими переживаниями.
Как построить доверительные отношения с командой? Нужно практиковать безоценочный подход к тому, чем с вами делятся, независимо от содержания сказанного. Для руководителя это значить отказаться от «позиции сверху» и выбрать «позицию рядом» - выстраивать партнерские отношения с подчиненными.
Допустим, задача не выполнена в срок. Один руководитель злится, обвиняет провинившегося, другой отталкивается от того, что коллега сделал все, что от него зависело. Во втором случае руководитель уточняет, что помешало выполнить задачу в срок, спрашивает, как можно не допустить подобного в следующий раз, уточняет, чем может помочь.
Важным в сегодняшнем лидерстве является также навык управлять взаимоотношениями. Это построение доверия между членами команды. Наблюдение, изучение интересов каждого сотрудника, отслеживание командной динамики, настроений, отношения и ролей – все это поможет лидеру лучше понимать свою команду. Многое было бы полезно выносить на общее обсуждение. Это помогает создать атмосферу открытости внутри команды.
Ссоры и конфликты стоит изучать – возможно, кто-то пытается реализовать свой интерес, а команда сопротивляется.
Чтобы всегда быть в курсе того, что происходит внутри команды, лидеру стоит поддерживать личный контакт с ключевыми членами команды.
Как только лидер слышит о некоторой напряженности между участниками, стоит спросить у них самих, что происходит, выслушать и сфокусировать сотрудников на цели команды, а не на личные эмоции.
Силу обратной связи в лидерстве трудно переоценить. Умение давать развивающую обратную связь – это умение помочь человеку учесть свои ошибки и не застревать на стыде. Развивающая обратная связь не имеет ничего общего с критикой. Это должны быть идеи и размышлении о развитии сотрудника.
Как конкретно это делать? Если что-то произошло вразрез с целями и планами, нужно не выяснять причины, а сфокусироваться на полученном опыте, который будет полезным для будущего, и обсудить, что именно можно изменить в будущем с учетом полученного опыта. Прежде чем обсуждать ситуацию, важно обратить внимание на положительные моменты и похвалить сотрудника.
Умение распознавать эмоции, которые стоят за высказываниями сотрудников, помогает лидеру находить новые векторы развития сотрудников и команд.
Распознавать эмоции – это навык, который поддается развитию. Один из приемов, развивающий этот навык, возвращать собеседнику его слова, уточняя «Правильно ли я услышал, ты имеешь в виду…?». Есть еще способ – в ходе диалога собирать от собеседника «Да» в ответ на уточнение. Упражнение называют «Соберите пять «ДА»».
Не стоит подходить к задаче механически и не переспрашивать, как робот, по каждой произнесенной фразе. Можно сделать три реперных точки: в начале уточнить цель, в середине проверить, не отклонились ли от нее, в конце подвести итог.
Способность задавать правильные вопросы и делать это грамотно – мощное орудие лидера и ментора. Чтобы понять потребность собеседника, нужно давать наводящие вопросы, а не бежать выполнять задачу так, как вы ее увидели. Команде, вместо того, чтобы дать определенную установку напрямую, лучше задать ряд наводящих вопросов, чтобы участники сами пришли к нужному выводу. Прямое распоряжение может вызвать сопротивление команды.
Как это происходит в жизни? Чтобы выяснить проблемы заказчика и убедиться в правильном решении команды, можно задать ряд вопросов:
Чтобы не утонуть в задачах не первой важности, важно постоянно видеть, из каких мелких задач состоит будущий результат, что нужно сделать и на когда, чтобы он появился, в каком порядке нужно выполнять задачи и на какие показатели обращать внимание прежде всего.
Как этого достичь? Можно каждый день спрашивать себя, что важно сделать именно сегодня, чтобы к сроку цель была достигнута. Сфокусировать на эту задачу всю команду и достигать ежедневные цели одну за другой.
Ментору важно быть гибким – не опираться на правильное и неправильно, учитывать новые обстоятельства и цели подопечного, а не свое представление о них.
Давайте рассмотрим пример. Ментору кажется, что вопрос себя исчерпал, а сотрудники считают, что еще есть перспективы. Стоит дать им возможность попробовать. Вполне может быть, что ментор не все учел, что его опыт не подходит к данной ситуации или у подопечного изменилась цель и направление. Ментору важно уметь это услышать, задать верные вопросы и принять ситуацию.
Лидеру важно иметь такой навык как понимать, кому в команде можно довериться в определенный момент. Это помогает определять ресурсы и проверять гипотезы. Важно учитывать, что условия меняются, особенно в кризис. Быть гибким – значит принимать изменения, управлять ими и учитывать их.
Лидеру нужно уметь смотреть на любые изменения как на возможности, быть готовым чему-то научиться в каждой возникающей ситуации, искать из каждой ситуации выгоду не только для себя, но и для команды, для компании.
Лидеру-ментору очень важно уметь поддерживать свою команду в моменты провалов. В сложное время ошибки случаются чаще обычного, важно сформировать у команды правильное отношение к неудачам. Важно уметь позволять ошибаться.
Чтобы извлечь из ошибок уроки, полезны будут вопросы о том, чему научилась команда, испытав этот опыт, что нужно делать в следующий раз иначе.
От того, как лидер относится к неудачам и изменениям, что транслирует в сложных ситуациях, зависит то, как команда будет делать выводы и насколько будет верить в свой успех.