Обратная связь против стресса сотрудников
Как создать синергию в команде?
Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!
Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды
Согласно утверждениям консалтинговой компании Deloitte, именно стресс является одним из ключевых факторов, негативно влияющих на эффективность сотрудников и общие бизнес-показатели компании. В издании Journal of Occupational Health Psychology были опубликованы результаты исследования, согласно которому только на территории США из-за связанного с работой стресса сотрудников, крупные компании недосчитались около 221,13 млн — 187 млрд долларов. При этом от 70 до 90% суммы было потеряно в связи со значительным снижением производительности персонала, остальную же часть составили связанные с ухудшением здоровья работников расходы.
В некоторых государствах мира с проблемой начали активно бороться на законодательном уровне. Например, работодателей в Дании и Японии официально обязали контролировать и по возможности корректировать психологическое состояние сотрудников. В то же время в Великобритании каждая компания, состоящая более чем из 5 человек, должна иметь собственную стратегию управления стрессом.
Появление ярко выраженного стресса в коллективе зачастую связано с ухудшением перформанса команды. Заметить это можно не только по снижению результативности труда, но и по изменениям в поведении сотрудников. Чувствуя потерю баланса в команде, стоит обратить внимание на следующее:
Заметив тревожные признаки, а также с целью профилактики, стоит проводить регулярную оценку психологического состояния коллектива. Проявление поддержки и заинтересованности со стороны лидера мотивирует сотрудников к преодолению имеющихся сложностей и ведению открытого диалога. Такое поведение со стороны начальства также приведет к постепенному росту репутации руководителя в глазах подчиненных.
Для отслеживания общих настроений и атмосферы в коллективе лидер может выбрать наиболее подходящую для конкретной компании методику. Наиболее распространенными на сегодняшний день являются следующие техники.
Проведение опросов является достаточно информативным и полезным. К тому же такой метод научно обоснован. Однако стоит учитывать, что некоторые ответы могут зависеть не столько об обстановки внутри рабочего коллектива, сколько от происходящей в данный момент ситуации. Соответственно, сотрудник, переживающий тяжелый период в собственной жизни, может столкнуться с резким понижением работоспособности и эффективности труда, но это никак не будет связано с предоставляемыми компанией условиями труда и атмосферой внутри коллектива.
К тому же на информативность анкетирования и опросников оказывает влияние корпоративная культура, ведь от нее во многом будет зависеть честность ответов. Также стоит учитывать менталитет каждого человека. Не последнюю роль играют и жизненные принципы работников. Например, воспитанный в уважении к тяжелому труду и убежденный, что без сверхусилий не достичь успеха, человек легче перенесет стресс, связанный с переработками. В то же время сотрудник, для которого личная жизнь и отдых занимают первоочередное значение, будет проявлять внутренний протест к круглосуточной работе.
Существует мнение, что оценить эмоциональное состояние сотрудников можно за счет отслеживания и анализа физиологических реакций организма или биомаркеров. Находящиеся в стадии выгорания люди не всегда способны отследить признаки стресса. Соответственно, такие работники не смогут подать нужный сигнал в опроснике. В то же время девайсы являются независимыми экспертами, которые фиксируют изменения в физиологическом состоянии человека и его движениях. Таким образом, сделать вывод о переживаемом, но неосознанном, стрессе можно на основании повышенных показателей пульса или артериального давления.
Однако сложность такой диагностики заключается в отсутствии общего индикатора, который мог бы указать на стресс. Частота сердцебиения может существенно повыситься при подъеме по лестнице, но это вовсе не повод подозревать у сотрудника выгорание.
Использовать биомаркеры рациональнее всего в комплексе с другими методиками. Например, изменение показателей при ответе на вопросы анкеты сможет подтвердить или опровергнуть имеющиеся предположения. Компании же в таком случае придется побеспокоиться о найме специалистов, умеющих грамотно интерпретировать сигналы человеческого организма.
В ситуации, когда лидеру компании хочется подобрать более быстрый и доступный способ отслеживания атмосферы в коллективе, чем анкетирование и отслеживание биомаркеров сотрудников, стоит обратить внимание на экспресс-техники:
Наблюдая негативную тенденцию, лидеру стоит задуматься про организацию дополнительного корпоративного мероприятия, которое помогло бы разрядить обстановку и вернуть коллективу мотивацию к дальнейшим свершениям на трудовом поприще. Отличным будет специальный тренинг по способам решения проблем.
Для получения максимально объемной картинки, отражающей эмоциональное состояние сотрудника, поинтересуйтесь, как он воспринимается со стороны коллег. Такое поведение со стороны лидера предоставляет больше возможностей для своевременной помощи, ведь основные признаки стресса часто более заметны со стороны. К тому же сам человек может долгое время не осознавать наличие проблемы.
Сбор обратной связи обычно проводится по ситуации, а именно после получения тревожных звоночков. Также можно организовать регулярное проведение подобных процедур в коллективе с целью составления общей оценки. Интересным решением будет анализ разных ситуаций в рамках тренинга по эффективной командной работе.
Опрос можно проводить как устно, так и с помощью корпоративной почты. Для получения обратной связи руководителю могут пригодиться следующие вопросы:
Для проведения подобных опросов в команде сотрудников можно прибегнуть к помощи квалифицированных специалистов со стороны.
Независимо от выбранного руководителем фирмы формата оценки атмосферы в коллективе, эта процедура является лишь диагностической и представляет собой первый шаг к решению проблемы стресса. Обычно команды достаточно благоприятно относятся к тому факту, что начальство или HR прислушиваются к предоставляемой им обратной связи.