Построение карьеры: что важно знать будущему руководителю
Как создать синергию в команде?
Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!
Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды
В настоящее время интересные изменения происходят на рынке труда. По сведениям HH.ru на ноябрь 2023 года увеличилась численность актуальных вакантных должностей на 45%, а рост размещенных резюме увеличился лишь на 1%. Получается, что за вакантные места соперничают не соискатели новой работы, а работодатели – за кандидатов на определенную должность.
Из наиболее востребованных профессий, компании чаще всего находятся в поиске линейных руководителей.
СПРАВКА: Линейный менеджер – это человек или руководитель, который отвечает за руководство отделом, приносящим доход. Он играет жизненно важную роль в организации, а именно выполняет ключевые функции, например, принятие решений, постановку целей и разработку политики.
Дмитрий Махлин, директор по развитию HRlink объяснил, как можно воспользоваться сложившейся ситуацией для стремительного карьерного продвижения.
За короткий промежуток времени прирост числа вакансий произошел феноменальный. Индекс HH.ru с июня 2023 года находится в минимальном значении за последние два года и составляет 3,5 процента.
Нехватка рабочей силы влияет на промышленность неравномерно. Есть несколько секторов, которые пострадали гораздо сильнее, чем другие, либо потому, что они больше не так желательны для работников, либо потому, что в этом секторе не хватает квалифицированных кадров.
Одной из наиболее заметных отраслей, пострадавших от нехватки рабочей силы, является сектор услуг, который включает в себя должности сферы розничной торговли и обслуживании клиентов, фармацевтов, медицинского персонала.
Соотношение размещенных резюме к актуальным вакансиям составляет 2,6 процента. Это подтверждается сниженной конкуренцией за место.
В IT-сфере благоприятную ситуацию подтверждает индекс HH.ru, где стандартное отношение вакансий к резюме должно составлять 7,4 процента. Но даже здесь наблюдается снижение динамики: вакансий стало на 26 процентов больше, а резюме – на 4 процента меньше.
Если ранее выбор делался из числа конкурентоспособных кандидатов, в результате снижения конкуренции за вакансии, возникает необходимость бороться за одного, получившего приглашение на работу сразу из нескольких компаний.
Такая ситуация позволит быстро продвинуться по карьерной лестнице в IT и HR, сфере продаж, обслуживании клиентов от начальных должностей до линейных менеджеров. В сфере искусства и развлечений, PR и маркетинга, высшего менеджмента, консалтинга и инвестиций наблюдается обратная ситуация – количество резюме превышает в несколько раз количество свободных вакансий. Поэтому на быстрое продвижение в должности рассчитывать не стоит.
По наблюдениям Дмитрия Махлина, чаще всего проблемы возникают в организациях при выборе подходящего линейного руководителя. Всегда сложнее найти квалифицированного кандидата на должность менеджера отдела продаж или тимлида.
Сейчас есть возможность быть назначенным на должность линейного менеджера даже кандидатам, которые еще пару лет назад вряд ли могли претендовать на вакансию из-за отсутствия необходимого опыта.
ВАЖНО: Слабый линейный менеджер несет огромный вред бизнесу и создает множество проблем. Он набирает в команду безынициативных людей с еще более низким уровнем компетентности, в целях избегания рисков отстранения от занимаемой должности.
Работодатели акцентируют внимание не на поиске кандидатов со стороны, а на воспитании квалифицированных менеджеров среднего звена из числа сотрудников своей компании.
Чтобы максимизировать открывающиеся преимущества, необходимо развивать черты лидера, необходимые любому руководителю
Анри Файоль – отец современного менеджмента, еще в 1900 году в своей книге «Управленческая деятельность» выделил пять основных функций (или элементов) управления:
Они до сих пор не потеряли своей актуальности. Дмитрий предлагает включить к этим классическим функциям шестую, которая очень своевременна в современном мире – развитие сотрудников.
Файоль заметил, что наиболее важными способностями для работника являются технические, а относительная важность управленческих способностей возрастает по мере продвижения вверх по карьерной лестнице. Он признавал широко распространенную потребность в принципах менеджмента и управленческого обучения.
Умение использовать принципы постановки цели, позволит спланировать год, разделив периоды жизни на такие составляющие как здоровье, развитие, работа, карьерный рост, семья, дети и др. Планы по всем пунктам распишите по месяцам.
Менеджер по продажам должен уметь правильно планировать свою работу, чтобы выполнить KPI: составить план на месяц, неделю, день.
Успешному развитию организационных навыков будет способствовать проведение образовательного или спортивного мероприятия для подчиненных, сбор друзей в поход, игры на сплочение коллектива.
Так, прекрасной возможностью тренировки организационных навыков стало инициирование занятий по английскому языку, полностью выстроив процесс от идеи до реализации:
Привлечение помощников к организации, способствует прокачке навыков координации.
СПРАВКА: Мотивация – это работа руководителя по вдохновению, поощрению и побуждению людей к добровольному труду для достижения желаемой цели.
Мотивация – это функция поднятия боевого духа, поэтому ключевым мастерством руководителя остается умение поддерживать и направлять людей в достижении цели. Настоящий лидер способен зарядить своих коллег энергией. Поработайте над этим заранее – овладейте навыками общения, совершенствуйте эмпатию и будьте находчивы. Это единственный способ направить команду на достижение результатов, мотивировать и вести за собой.
Навыки контроля обязуют на постоянную проверку того, что правила, планы и процессы работают так, как должны, что достигается в работе с отчетной документацией. Здесь следует выработать привычку к систематическому контролю, избегая ошибок других руководителей просматривать отчеты не регулярно.
Прежде всего важно самоконтроль начать с себя, с достижения поставленных задач, выполнение пунктов собственного плана. Развивая других, не забывайте совершенствоваться сами.
Прекрасным решением будет составление плана своего развития как руководителя. Достаточно выбора двух позиций из перечисленных.
Продолжайте работать в течение года над развитием этих двух направлений, не растрачивая себя на необъятные цели. Организуйте тимбилдинг для сотрудников не реже одного раза в год.
Вы можете стать опытным наставником для студента или школьника. Когда учащиеся имеют доступ к наставникам, которые направляют и поддерживают их, их опыт обучения обогащается, а их потенциал для достижения успеха усиливается.
Развитие лидерских качеств имеет решающее значение для людей, которые стремятся стать лучшими лидерами в своих организациях или компаниях. Это дает возможность учиться у опытных лидеров и применять их навыки и опыт в реальных условиях. Кроме того, развитие лидерских качеств может помочь укрепить моральный дух и сплоченность команды, улучшая коммуникацию и сотрудничество в коллективе. А также включает в себя обучение, коучинг и практические занятия. Хорошая коммуникация и способность приспосабливаться к различным ситуациям являются важными чертами эффективного лидера. Цель состоит в том, чтобы воспитать лидеров, которые могут вести свои команды и организации к успеху.
В развитии лидерских качеств и достижении организационных целей помощником будет ряд образовательных мероприятий.
Книги – отличный вариант для того, чтобы узнать о том, как быть менеджером. Многие из величайших современных лидеров выпустили книги, в которых все их лучшие уроки были обобщены на нескольких сотнях страниц.
Независимо от того, являетесь ли вы начинающим менеджером или готовитесь к новому повышению в управлении, это одно из лучших мест для поиска, если вы хотите узнать, как быстро стать лучшим менеджером.
Вот несколько книг, которые мы рекомендуем всем будущим, будущим или нынешним менеджерам.
ВНИМАНИЕ: ТОП-7 книг по прокачке навыков лидерства:
Прохождение курсовой подготовки считается бесполезной тратой времени и денег. Оплата курса создает иллюзию того, что заплатив за учебу, вы уже приобрели новые знания, что далеко от действительности. Крупные организации включают курсы такого плана во внутреннюю базу знаний.
Хорошая база знаний перечисляет все процедуры и процессы вашей компании в одном месте В ней интуитивно все понятно, что позволяет сотрудникам легко найти то, что они ищут. Лучший способ создать базу данных такого рода – использовать программное обеспечение, разработанное специально для этой функции. Смысл базы данных заключается в том, чтобы помочь вашей команде быстро и легко получить доступ ко всей информации о вашем бизнесе и его процессах, тем самым повышая эффективность и производительность.
В интернете существует множество описаний современных тенденций в управлении, истории становления успешных лидеров, советов опытных экспертов. Главной задачей будет выбор надежных ресурсов. Например, блоги бизнес-тренеров, известных предпринимателей, топ-менеджеров, раздел «Карьера» на RB.ru.
«Лидерство сейчас» - это действительно интересный веб-сайт, который на самом деле выходит за рамки их блога, Leading Blog, и предлагает широкий спектр контента для продвижения лидерского мышления и обучения. Он был основан еще в 1980 году Майклом МакКинни (Michael McKinney) как источник информации о лидерстве.
Здесь также есть библиотека отрывков из бестселлеров по лидерству, стенограммы основополагающих выступлений выдающихся лидеров, списки книг и даже викторина, чтобы узнать, есть ли у вас все необходимое, чтобы стать великим лидером.
ChatGPT – эта компьютерная программа понимает человеческий язык и генерирует в ответ собственный текст. Кроме того, современный источник знаний составляет план обучения и предоставляет актуальную информацию по каждой теме. Например, используя возможности ChatGPT, можно изучить бренд-маркетинг. Используя программу в качестве умного помощника, можно попросить ее написать бизнес-план, с указанием ключевых позиций, необходимых для развития. Нейронная сеть составит список дел и даже выберет по вашему запросу список литературы.
ВАЖНО: Возможности ChatGPT делают его отличным умным помощником, позволяющим пользователям оптимизировать свои задачи, экономить время и минимизировать стресс.
Наставничество – эффективный способ профессионального совершенствования. Вы можете попросить друзей или коллег дать совет или обратиться к ним с просьбой стать вашим наставником.
Программы наставничества также помогают в найме правильных кандидатов и удержании лучших в отрасли, обеспечивая позитивную мотивированную среду. В настоящее время наставничество стало основным инструментом найма и удержания персонала, поскольку оно дает наилучшие результаты в производительности и удовлетворенности работой.
Более 65 процентов опрошенных HH.ru организаций соглашаются с тем, что фундаментальной проблемой рынка труда стало уменьшение человеческих ресурсов. С одной стороны, это вызов для работодателей, с другой – невероятная возможность профессионального старта для молодых специалистов.
Важно подвести итог, каких больше всего у работодателей возникает сложностей при поиске квалифицированных специалистов. Найти подходящего руководителя на вакантную должность становится все труднее, поэтому компании изыскивают собственные возможности и обучает, взращивает средний менеджмент из сотрудников внутри учреждения.
Сегодня легче достичь карьерного роста в сфере торговли и сервисе предоставления различных услуг, IT и HR — количество вакансий в этих сферах растет несмотря на снижение количества резюме.
Для того, чтобы стать руководителем высокого уровня в будущем, вам необходимо повысить квалификацию в определенных направлениях: планирование, координация, контроль, организация, команда (мотивация), развитие сотрудников.
Результат будет ярче, если совершенствовать лидерское мастерство на практике, при выполнении текущих задач в повседневной жизни.