Как можно охарактеризовать работу в Индии в двух словах? Сотрудники боятся возражать начальству, конкурируют внутри и задействованы в междукастовой вражде. Особенности деловой этики в Индии связаны с традициями.
В Индии рабочая неделя составляет 48 часов, тогда как в Китае этот показатель 46 часов, в США – 37 часов, а в Великобритании – 36 часов. Длинный рабочий день в Индии не только у «синих воротничков»: офисные сотрудники тоже долго работают. В чем причина? Не всегда это большая нагрузка. В этой стране руководители обращают внимание не сколько на результат, столько на отработанные часы. Чтобы понравиться начальству и продемонстрировать трудолюбие, в индийских офисах часто задерживаются, даже после того как вся работа переделана.
Чтобы попасть в «сотрудники месяца», нужно научиться выполнять работу на 8 часов за 14 часов. Чтобы радовать начальника и вызывать уважение у сотрудников, нужно рано приходить и поздно уходить. Придешь рано и раньше уйдешь – не поймут. В конце концов это будет проявлением неуважения к команде.
При этом в Индии долгие перерывы на обед и паузы среди рабочего дня. Перерывы могут составлять полтора часа, а паузы во время работы достигают 45 минут.
Команда во время перерывов успевает пообщаться о личном, сплотиться и хорошо провести время. В отличие от европейцев и американцев, индийские работники довольно открыты и часто общаются о личном, что сплочает команды и создает доверительную среду.
Индийский опыт подсказывает идею для лидерства: создайте доверительную атмосферу и оставляйте сотрудников почаще вместе – они лучше сработаются.
Индийские компании часто работают на другие страны, и сотрудникам приходится приспосабливаться к чьему-то графику: работать в собственные праздники и выходные, выходить на работу по чьему-то внезапному требованию. Собственные руководители не любят, чтобы с ними спорили, и диктуют свою волю, не спрашивая. При этом сотрудники даже не думают возражать: для них слова «нет» просто не существует.
Традиционно в Индии считается невежливым отказать, когда кто-то о чем-то просит, к тому же строгая иерархия не позволяет спорить с руководством.
Перерабатывать и соглашаться с любыми условиями заставляет и жесткая конкуренция. Откажешь – окажешься за бортом. Причем жертвовать иногда приходится не только временем, но и здоровьем.
Удивительно, но сотрудники всех уровней иерархии в Индии непунктуальны и не ценят пунктуальность. Опоздание не считается нарушением делового этикета. При этом жесткие дедлайны для внешнего заказчика – это важно. Если срок поджимает, здесь сделают все возможное, чтобы сдать работу вовремя, не обращая серьезного внимания на качество. Внутри коллектива тебя будут уважать за то, что ты сделал новую функцию быстро, и неважно, насколько она сыра. Сделаешь ту же функцию без ошибок, но дольше, – никто не оценит.
Если давление сильно, а задачи нереалистичны, сотрудники готовы на все: известен случай, когда для выполнения нормы по продажам индийские продавцы запугивали клиентов. Руководство не спешит вкладываться в развитие сотрудников для повышения их производительности, действуя с сотрудниками так же – путем запугивания и манипуляции. Таковы особенности работы в Индии.