Разрешить или запретить: самозанятый специалист, подработка или взаимовыгодное сотрудничество
Как создать синергию в команде?
Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!
Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды
75% российских граждан стремятся найти дополнительный заработок на стороне. Понятно, что работодатели не очень приветствуют такой выбор сотрудников. С одной стороны, они ничего не могут с этим поделать, с другой, - у них нет возможности повышать зарплату сотрудникам. Запретить подработку руководители также не в силах.
Выход в данной ситуации конечно есть. И не один.
Свыше 30% работодателей сходятся во мнении, что подработка снижает эффективность любого сотрудника. Если работник по ночам комплектует заказы, усталость заявит сама о себе. Однако, все законно. Возможность подработки россиянам гарантирует статья 37 Конституции Российской Федерации «О праве на труд».
Российская школа управления провела исследование, согласно которому 69% населения подрабатывают на постоянной основе или эпизодически, еще 20% планируют начать в самое ближайшее время. 82% это делают ради дополнительного заработка.
Самый действенный способ убедить сотрудника не заниматься поиском подработки, а дать возможность увеличить заработную плату в своей компании.
Лучшим вариантом станет партнерский подход. Большая часть компаний практикует сдельную оплату труда. Сопричастность к тому, что делает сотрудник и возможность реально повлиять на результат, однозначно помогут улучшить обстановку.
Например, компания, предоставляющая транспорт в аренду, решила продавать услуги сервисного центра отдельно. Проект был близок к провалу из-за тихого саботажа механиков, которые после смены брали подработки и не были заинтересованы в новых заказчиках. Выход нашли в пересмотре зарплаты и увеличении премиальных выплат от процента дохода, полученного от каждого коммерческого клиента. В этом случае механики стали главными двигателями проекта.
Джеффри Лайкер, всемирно известный эксперт по ресурсам бережливого производства приводит пример функционирования завода Toyota, на котором работает более шести тысяч специалистов. Весь контингент сотрудников поделен на четыре категории должностей – члены и бригадиры производственной бригады различной квалификации. Специалисты осваивают навыки, не имея постоянного одного и того же рабочего места, что позволяет сотрудникам быть взаимозаменяемыми, гибко реагировать на запросы заказчиков, и в то же время такой подход позволяет повышать свою ценность каждому из сотрудников.
Справка: На заводах по всему миру Toyota производит автомобили высочайшего качества с наименьшим количеством дефектов по сравнению с любым конкурирующим производителем, используя при этом меньше человеко-часов, меньше складских запасов и вдвое меньшую площадь, чем ее конкуренты. «Путь Toyota» — это первая книга для широкой аудитории, в которой объясняются принципы управления и бизнес-философия, лежащие в основе всемирной репутации Toyota как производителя качества и надежности.
Оказывайте содействие в развитии тех компетенций, которые людям будут интересны. Предоставляйте возможность подработать сотрудникам, используя ресурсы компании. Например, сотрудники могут подрабатывать и в пределах компании. К примеру, дизайнер, владеющий навыками скрайбера (человека, владеющего инструментом «визуальной фасилитации»: выхватывает из речи говорящего максимум важные факты, цифры и изображения и записывает полученную информацию на бумаге с помощью простых схем, рисунков и тегов), может взять на себя дополнительную ответственность, чем и увеличит свой доход.
Важно: Компетенция – это совокупность знаний, способностей, навыков, опыта и поведения, которые приводят к эффективной деятельности человека.
Лояльность к работодателю и сила мотивации растут по мере роста дохода и самореализации
Одно из мудрых изречений римского императора Марка Аврелия звучит так: «Если не можешь изменить обстоятельства, измени к ним отношение».
Многие сотрудники время от времени подрабатывают. Это реальная ситуация в современном мире, и с этим ничего не поделаешь, кроме как найти возможность использовать сложившуюся ситуацию в свою пользу.
Ведь период подработки сотрудник использует для личностного роста, расширяет свой кругозор, появляется новый опыт, новые полезные деловые связи, которые принесут компании больше пользы, чем вреда.
Что делать бизнесу
Разработайте и утвердите собственный «Свод правил».
Распишите в нем свое отношение к подработкам:
Доведите до сведения подчиненных, что готовы оплачивать повышение квалификации в части обучения новым необходимым компании навыкам. Используйте онлайн тимбилдинги. Корректируйте процессы в бизнесе, работая на результат, развивая в сотрудниках гибкие навыки.
Прекрасный пример – кейс налоговой компании Ryan LLC, которая внедрила еще в 2007 году гибкую корпоративную культуру: сотрудники могли приходить на работу в офис на такое количество времени, которое необходимо для выполнения определенной задачи. У кого то это составило 60-70% рабочего времени, у кого то еще меньше. В результате удовлетворенность клиентов в первый год проекта выросла на 6%, то есть до 96%, к 2013 году увеличилась до 98%, сама компания выросла на мировом уровне. По словам основателя компании Г.Бринта Райана, главное, что компания дала людям возможность «не просто добиться успеха на работе, а добиться успеха в жизни».
Специалисты, которые отлично разбираются и используют поставленные перед ними ключевые показатели эффективности и имеющие дополнительную работу, лучше распоряжаются рабочим временем.
Около половины (44%) участников опроса Российской школы менеджмента отметили, что работа по совместительству не относится к их основной деятельности. Что бы развивать свои компетенции в другом направлении, многие самостоятельно вкладывают дополнительные средства на развитие новых навыков и даже получают дополнительное образование.
Возможно мотивировать коллег делиться своими навыками и опытом в других сферах, например, в формате мастер-классов, проведении деловых игр для сотрудников.
По итогам опроса онлайн сервиса «Работа.ру» и «Подработка» выявлено, что 23% сотрудников, из числа тех, кто подрабатывает, не афишируют это своим работодателям. Большинство работодателей относятся к подработке сотрудников нейтрально. И если по итогам октября 2023 года процент отрицательно настроенных руководителей к подработке сотрудников составлял лишь 7%, то по итогам февраля 2024 года их число увеличилось до 26%.
Одна из возможных причин такого негативного отношения – распространение подобных ситуаций во многих компаниях. В январе 2024 года на сервисе «Зарплата.ру» была опубликована статистика: в 2023 году число вакансий с частичной занятостью возросло на 63%. Это объясняется тем, что в условиях дефицита кадров, компании трудоустраивают необходимых специалистов на неполный рабочий день. Работодатели при этом совершенно не желают делиться своими сотрудниками, понимая, что такой работник у него будет трудиться не в полную силу.
В производстве и логистике ощущается нехватка около 4 млн линейного персонала. Даже при огромном желании такое количество людей физически сложно найти. Таким образом, компании переманивают сотрудников друг от друга. В том числе за счет этого в той же логистике, аналитики IBC Real Estate отмечают, что зарплаты некоторых категорий линейного персонала в 2023 году выросли на целых 85%.
Что делать бизнесу
Используйте современные подходы к планированию новых кадров. Включите различные формы занятости, такие как постоянная, гибкая, платформенная. Грамотное планирование позволит заменить четырех сотрудников одним самозанятым специалистом.
Произведите детальный расчет в бизнес-процессах и реально рассчитайте необходимое количество сотрудников различных категорий. После пандемии многие компании, столкнувшись с нехваткой сотрудников и возросшим объемом задач, начали набирать резервных сотрудников с запасом. Например, летом, для производителей мороженого и напитков. Характер требуемой работы, которую выполняют сотрудники, не всегда узкой специализации. Разбивая процессы на мелкие участки деятельности и принимая во внимание сезонные колебания, вы сможете рассчитать, какую часть работы возможно закрыть, привлекая гибкую рабочую силу. Именно эта часть сотрудников, безболезненно для компании, сможет работать у коллег из другой отрасли.
Самозанятые, платформенные специалисты становятся актуальными в качестве гибкой рабочей силы. Их количество растет из года в год. Следуя данным Федеральной налоговой службы, в феврале 2024 года число оплативших налоги за профессиональный доход в России приблизилось к 10 млн (9,72 млн).
По данным НИУ ВШЭ, в платформенной занятости задействовано более 15,5 млн человек. Однако нам все равно необходимо инвестировать в развитие этого ресурса. Компании могут создавать профессиональные ассоциации, развивать платформы или биржи труда в отрасли, формировать единые этические стандарты, открывать учебные центры для развития компетенций «гибких» сотрудников, готовить их работать над конкретными проектами.
Совершенствуйте культуру доверия между штатными специалистами и временными или частично занятыми сотрудниками. Рассчитайте процент
специалистов коллектива, компетенции которых соответствуют определенным проектам, особенно в периоды повышенного спроса. Команда будет иметь представление о том, как нанимать людей на неполный рабочий день, на сколько допустимо погружать сотрудников, работающих по совместительству, во внутренние дела компании. При таком планировании выбор остается за каждым. Всегда найдутся люди, готовые инвестировать в свое профессиональное развитие. И, не забывайте продвигать себя как специалиста, регулируйте уровень своего дохода и степень свободы, не смотря на то, что есть люди, которые более высокому доходу предпочитает классическую работу на «государство» и стабильность.