Блог
06.06.23

Ролевые модели руководителя: чего ожидают подчиненные от начальника

Определенный статус – это перечень ролей, а роли предполагают совокупность отношений. Разберемся, каким видят руководителя подчиненные и какие у него могут быть роли.
Ролевые модели руководителя: чего ожидают подчиненные от начальника | Лучшие идеи по развитию лидерства – в блоге ManGO! Games!
Ролевые модели руководителя: чего ожидают подчиненные от начальника | ManGO! Games: помогаем развивать лидеров и строить эффективные команды
Тест Белбина бесплатно

Как создать синергию в команде?

Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!

Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды

Замечали, что разные руководители действуют по-разному в рамках одних и тех же задач. Видимо, эти руководители относятся к разным типам, которые можно определить, наблюдая, как они выполняют те или иные роли в рамках своих текущих задач. Определим роли и типы руководителей, которые можно определить по характеру выполнения задач в рамках тех или иных ролей.

Роль организатора трудового процесса

Есть начальники, которые фиксируют опоздания и наказывают подчиненных за нарушение порядка. Это дисциплинаторы-формалисты. Дисциплинатор обращает внимание только на формальности, прописанные в служебном уставе. Роль организатора трудового процесса они реализуют, выбирая роль дисциплинатора.

Есть другие начальники – которые ориентируются на конечный результат. Модель поведения в таком случае будет другой. Стиль управления таких руководителей ближе к демократическому. Подчиненные получают от такого руководителя не перечень требований таких как во сколько прийти и когда уйти, а ожидания от конечного продукта, конкретные задачи, в ходе выполнения которых нужно уметь учитывать новые обстоятельства.

Подчиненные обычно умеют определять стиль руководителя и формируют в каждом случае свои ожидания.

При первой модели задачи нечеткие, самое главное – присутствие на работе, послушание и усердие. Это руководители-бюрократы или руководители-автократы, для которых главное – форма и порядок на рабочем месте. При таком руководителе сотрудники позволяют себе снижать качество продукции, сосредотачиваясь в основном на дисциплине. При второй модели от руководителя ждут оценки качества продукции и могут позволить себе нарушение трудового режима.

Руководитель-демократ контролирует только «вход в систему», дает задания и требует результат, осуществляя исключительно общий контроль, а руководитель-автократ буквально «стоит над душой», пытаясь контролировать каждую деталь.

Изучив стиль работы руководителя, подчиненные стремятся построить свое поведение согласно ожиданиям начальника, рассчитывая на то, что и он удовлетворит их ожидания.

Среди ожиданий подчиненных – оценка руководителем их квалификации по достоинству и продвижение по карьере. Обычно если руководитель защищает интересы команды перед вышестоящими органами, команда его тоже защищает, а если руководитель «сдает» свой коллектив, подчиненные склонные его подставлять.

Роль кормильца

Подчиненные воспринимают руководителя как того, кто заботится о благосостоянии членов своей команды. Эта роль не прописана в уставе и является неформальной, тем не менее именно от руководителя подчиненные обычно ожидают хорошей и своевременной зарплаты.

Получая это, подчиненные чувствуют себя со своим лидером «как за каменной стеной» и готовы простить ему множество самых разных недостатков. Если же эта самая главная для подчиненных функция руководителя не выполняется, руководителю припоминаются все его «грехи» – не помогает и демократичность.

Если начальник не справляется с функцией кормильца, он обязан компенсировать свою неспособность какими-либо льготами – позволить свободный график, закрыть глаза на несвоевременную сдачу работы, обеспечить совет и поддержку в трудную минуту, дать возможность подработать на стороне. Все это тоже входит в свод неформальных правил и обязательств.

Начальник – тоже подчиненный

У начальника тоже есть начальники. Подчиненный – еще одна из важных его ролей.

Если начальник на хорошем счету у своего руководителя – хорошо и ему, и подчиненным, и наоборот. И вместе с тем, начальник, который лебезит перед вышестоящим руководством, – жалкое зрелище. Его трудно уважать, команда не может гордиться таким лидером.

Лидерство – это сложно

Как видим, лидерство – сложно и ответственно. Перечисленными ролями роль руководителя не исчерпывается. Руководитель – лидер, друг подчиненных, тот, на ком лежит задача развития команд, тот, кто защищает и поддерживает своих подчиненных.

Если отношения между лидером и подчиненными не налажены, в компании распространяется модель подстав. Подчиненные подставляют друг друга и подчиненных, руководитель своих подчиненных и всю команду.

Если рассмотреть три роли руководителя – дисциплинатор, кормилец и подчиненный – можно заметить, что они плохо совмещаются, и даже конфликтуют между собой. В этом и сложность руководящей должности, с которой каждый справляется по-своему, выбирая приемлемую модель поведения.

Ролевые модели поведения

Интересно, что начальник может отдавать распоряжения даже если не разбирается в смысле задания. Начальник не всегда компетентен, и при этом может быть уважаемым. Отсутствие одного качества вполне может компенсироваться другим. От подчиненных иногда можно услышать: наш начальник не очень эрудированный по сравнению с подчиненными, зато заботится о нас, деньги нам выбивает, «свой парень».

Часто ролевое поведение между начальниками и подчиненными предусмотрено в правилах, причем правила могут быть и неписанными.

Примеры правил:

  • Получил задание от начальника – отчитываться нужно только перед ним.
  • Если тебе дает задание другой начальник – имеешь право отказаться.

К сожалению, такие правила часто нарушаются, например, если задание сотруднику дает начальник более высокого ранга, минуя его непосредственного начальника.

По закону рациональной организации и по науке подчиненный должен выполнять только задачи от собственного руководителя, но в жизни бывает иначе, отсюда и статусные несовместимости. Директор, поручая задачу подчиненному и минуя при этом его непосредственного руководителя, таким образом подставляет руководителя, как бы демонстрируя, что с ним можно не считаться. Несостоятельными в такой ситуации оказываются оба – и директор, и непосредственный начальник.

Казалось бы, подобные управленческие ситуации, столкновения и конфликты не имеют системы. На самом деле они обычно логичны, закреплены за определенными ролями и подчиняются своим неписанным правилам.

Часто можно встретить такие модели поведения:

  • Начальник постоянно «надувает щеки» и делает важное лицо. Даже если не умное, главное – важное. Так подчиненный подумает, что даже у глупости есть какой-то второй смысл.
  • Подчиненный изображает исполнительного и постоянно занятого.
  • Сотрудник проявляет постоянную нужность, демонстрируя незаменимость.

Все это не ведет к успеху, а является лишь попыткой «страховочного ремня». Однако подобное более распространено в небольших компаниях. Чем крупнее организация, тем больше уровней управления, выше уровень бюрократизации и беднее разнообразие ролевых моделей, а чем ближе компания к малому бизнесу, тем меньше описанных правил, разнообразнее ролевые модели и шире их набор.

Знать о ролях и моделях нужно для того, чтобы совершенствоваться. Каковы ваши модели, каким правилам подчиняетесь вы, имеете ли возможность повлиять на них в лучшую сторону? Путь к улучшениям всегда начинается с анализа ситуации!

 

Закажите полный каталог игр ManGO! Games