Блог
14.03.24

Сила вопросов, о которой говорил сам Эйнштейн

Вопреки мнению большинства, задавать вопросы — это признак большого ума, а не малой осведомленности. Даже мировые гении считают, что любую проблему можно решить качественно подобранным вопросом. Как правильно сформулировать вопрос, побороть собственные предрассудки и перестать ориентироваться на мнение окружающих?
Сила вопросов, о которой говорил сам Эйнштейн | ManGO! Games: помогаем развивать лидеров и строить эффективные команды
Сила вопросов, о которой говорил сам Эйнштейн | ManGO! Games: помогаем развивать лидеров и строить эффективные команды

Молчи, за умного сойдешь

Многие ошибочно считают, что если не задавать лишних вопросов, это сделает тебя умнее в глазах окружающих людей. Логика рассуждения проста: якобы, раз ты ничего не уточняешь, значит все схватываешь сразу же, на лету. Психологические исследования говорят о противоположном эффекте такого поведения: проявление любознательности и инициативности в изучении новых областей знания, связанных с той или иной проблемой, вызывает у людей большую степень уважения и ассоциации с образом лидера, чем имидж высокомерного «всезнайки», делающего все без лишних вопросов. Ведь, на самом деле, вопросы никогда не бывают лишними.

Глупый вопрос — гениальный ответ

Один мудрый человек однажды сказал такую фразу: «Если бы мне дали час на решение проблемы, от которой зависит моя жизнь, то я бы потратил первые 55 минут на формулировку вопроса, потому что имея ответ на правильно заданный вопрос, время решения самой проблемы можно сократить до пяти минут.» Этим человеком был Альберт Эйнштейн.

Большинство людей старается сократить время решения проблемы путем отказа задавать уточняющие вопросы, не понимая, что таким образом сокращают лишь те самые «55 минут», о которых говорит Эйштейн. Конечно, его слова не стоит воспринимать буквально — все таки, он был не только гениальным, но и весьма эксцентричным мыслителем: вам вовсе не обязательно формулировать каждый вопрос по 55 минут. Но даже самый необдуманный и порой глупо звучащий вопрос может послужить неожиданной «разгадкой» сложной проблемы, которая без вовремя сделанного уточнения отняла бы у вас кучу времени и нервов.

Больше никаких «Ответов Мейл Ру»

Важно избавиться от стереотипа о том, что задавать вопросы — это глупость. Пусть современные технические средства поиска информации и позволяют найти ответ на практически на любой возникший вопрос всего в несколько кликов, но почему бы не воспользоваться более древним и эффективным инструментом, заложенным в каждого из нас с рождения — собственным языком? Достаточно спросить у коллег или у вышестоящего руководства об их опыте решения проблем, подобных той, что мучает вас, и вам не придется пролистывать несколько страниц тематических сайтов и форумов в поисках адекватной обратной связи. К тому же, таким образом можно наладить отношения с окружающими людьми — еще один плюс в копилку живого общения.

Советы экспертов

Автор бестселлера «Поиск: Как любопытство может поменять вашу жизнь и окружающий мир» Скотт Шигеока советует перестать предполагать и начать признавать. Речь идет о тех случаях, когда необходимо признать свою неосведомленность в каком-то вопросе. Достаточно немного попрактиковаться, и вы перестанете испытывать страх при возникновении неизвестной проблемы. И начнете прямо говорить: «Расскажите мне об этом подробнее».

Спикер TED Йонасон Голдсон назвал три главных вопроса, вдохновляющих его на великое лидерство: «Что необходимо сделать? Что я могу сделать? Как много я могу сделать?». При этом важно исходить из этических предпосылок, спрашивая себя не о том, насколько законна та или иная деятельность, а насколько она соответствует вашим представлениям о добре и зле.

После решения моральных дилемм нужно найти человека, с которым вам придется работать. Чтобы выстроить грамотную коммуникацию, важно задавать все вопросы в подходящий для этого момент. Профессор предпринимательской деятельности Константин Андриопулос считает, что искать нужно любопытных и имеющих развитую эмпатию людей».

Многие люди в поисках ответов на свои вопросы обращаются к тем, кому доверяют и в ком видят лидера. Писатель журнала Inc. и создатель сервиса рассылки новостей Understandably Билл Мерфи-младший говорит, что в такие моменты полезным будет использовать технику трансформации просьбы в вопрос. Таким образом можно не только помочь человеку в «додумывании» решения проблемы, но и проявить себя как личность с сильно развитым эмоциональным интеллектом.

Стимулирование творческого трения

В конце концов, нужно не просто задавать качественные вопросы (в большом количестве и в правильно подобранное время) — необходимо также позволять делать это другим людям.

Спрашивать мнение одних и тех же экспертов во время возникновения каждой новой проблемы — неверная стратегия, — считает креативный стратег Натали Никсон. Для того, чтобы получить по-настоящему стоящие внимания ответы, надо создавать между людьми так называемое «творческое трение».

Термин «творческое трение» придумал бывший главный дизайнер «Ниссан» Джерри Хиршберг. Под этим термином он понимал процесс положительной конфронтации между разнородными умами, идеями и взглядами, которые своим «трением» друг с другом генерируют огромное количество креативной энергии для компании.

Люди часто избегают лишних дискуссий, считая, что они создают необоснованные конфликты и вредят дружелюбному настрою коллектива. На самом деле, проведение дебатов в строго регулируемых условиях не только придадут рабочему процессу по-творческому энергичный дух соперничества, но и укрепят взаимоотношения между сотрудниками.

Существует огромное количество альтернативных способов построения слаженной работы команды. Один из них — проведение тематических мероприятий по тимбилдингу. Элементы геймификации и использование трендовых методик помогут вывести каждого из участников интенсива на кардинально новый уровень профессионального развития.

Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Мы будем сообщать о новых статьях и мероприятиях ManGO! Games
Подписываясь, я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных