Как создать синергию в команде?
Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!
Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды
Услышав фразу «альфа-самец» мало кто усомнится, что речь идет о брутальном и сексапильном, агрессивном лидере мужского пола, доминирующем в любом обществе.
Но, оказывается, это понятие пришло к нам из зоологии и изначально имело другой смысл. Постараемся разобраться во всех тонкостях А—лидерства, чтобы извлечь из него пользу и применять в жизни.
Ученые, изучающие социализированных животных, таких как макаки и шимпанзе, называют «альфами» лидеров стаи самого высокого ранга. Причем обоего пола.
Исследователи пришли к выводу, что у приматов лидером становится не только самая агрессивная и сильная особь, но, в первую очередь то животное, которое пользуется симпатией и поддержкой остальных членов стаи и отвечает им тем же. Вернее, в обратном порядке — сначала раздает свои личные ресурсы сородичам и за это получает всеобщее признание.
В то же время у людей сформировался стереотип, по которому мгновенно вычисляют «альфу». Эту концепцию подпитывают СМИ, книги и учебники истории, всевозможная реклама. Брутальный центральный персонаж главенствует в кино и сериалах, сражает наповал дам своими выпуклыми мышцами, накачанным прессом и благородной красотой, побеждает врагов.
Важно. Детально ознакомиться с тематикой вы можете в разделах нашего сайта, а мы подберем для вас интересный и результативный тренинг лидерства и другие полезные программы.
Занимая высокое положение, альфа может демонстрировать как благосклонность, так и хитрую тактику в отношении тех, кто посмел нарушить его границы. И поскольку социум вознес образ альфы до немыслимых высот, то по умолчанию наделил его правом «казнить и миловать». Но в реальности, все это миф, поскольку в жизни существуют и другие разновидности альфа-лидеров.
Франс де Вааль, авторитет по поведению приматов, чье имя прочно связано с популяризацией термина «альфа», предлагает более реалистичный взгляд на лидерство. Также в сферу его интересов входят лидерство и командная работа. Ученый считает, что это не обязательно высокомерный и наглый человек, доминирующий над другими. По его мнению, альфа-лидеры это те, кто сумели подняться в социальной иерархии и обосновались на ее вершине. И этот статус может быть достигнут не только за счет силы и агрессии.
Существует немало отзывчивых, скромных, доброжелательных и при этом весьма харизматичных лидеров из категории «альфы», которые способны проявлять сострадание и милосердие, помогать нуждающимся. Они умеют мирить, внушать уверенность в трудной ситуации, учитывать потребности окружающих, порой даже в ущерб личным интересам.
Профессор Де Вааль и его коллеги уверены, что к узнаваемости и успешности в качестве лидеров приводит именно эта разновидность людей.
Стереотипы и укрепившиеся в сознании фразы, вроде таких: «волчья стая и ее законы», «голодный лев», «закон курятника», «право сильного на выживание» еще в детстве формируют у человека ложный взгляд на взаимоотношения в животном мире. В природе действительно многое определяет сила, но это не означает, что к успеху могут привести исключительно коварство, агрессия, эгоизм. Приматы — яркий тому пример.
В сообществах шимпанзе альфа-особи действительно доминируют и периодически демонстрируют свое превосходство. Однако за этой демонстрацией силы скрывается более глубокий смысл.
Цель таких выпадов — не приобретение личных выгод, а прекращение конфликтов и драк, свойственных членам стаи или сообщества. С помощью своей силы альфа-самец может остановить бой молодых самцов, вклиниться между ними и призвать к миру.
Его мотивация беспристрастна. Альфа-самец поступает так ради общего благополучия стаи, не руководствуется своими симпатиями и личной неприязнью. Он просто действует по ситуации и стремится защитить более слабых от агрессии.
У макак, как и в сообществах шимпанзе, роль контролера и миротворца принимает на себя альфа-самец. Профессор Де Вааль в одной из своих книг («Разные. Мужское и женское глазами приматолога») описал исследование, для которого всех самцов, занимающих высокий ранг, на время изолировали от стаи.
Такая рокировка не прошла без внимания и, более того, вызвала в стае шквал эмоций.
Ученые наблюдали полный социальный крах в сообществе. Утихли и сократились игры и коммуникации в стае. Стычки заметно участились, драки приняли ожесточенный характер, их продолжительность возросла, нередко заканчиваясь жестокостью. Без самца-лидера примирить дерущихся было некому, а потому уровень напряженности достиг пиковых значений. Ситуация складывалась угрожающе. Чтобы вернуть мир и стабильность в стаю, альфа-самцы были возвращены на свою территорию.
Справка. Самцы-лидеры проявляют себя в стае не только в качестве контролеров. Также они охотно общаются с сородичами, заботятся о них, порой самым удивительным образом демонстрируют свое внимание.
Но, конечно, бо́льшую заботу выказывают самки. Так, если член стаи бедствует, самка его подбадривает, обнимает, поддерживает. С ее заботливостью может конкурировать лишь забота альфа-лидера. Известны случаи «патронажа» со стороны вожака по отношению к малышам, оставшимся без матери. Таких детенышей лидер брал под свою опеку, а если высокоранговая самка присоединялась, альфа-самец проявлял одобрение.
На основании этого эксперимента Франс де Вааль пришел к выводу о том, что люди заблуждаются, когда ставят физическое превосходство во главу системы доминирования самцов. Он объяснил, что в социальной организации приматов на первом месте стоит политическая система, а мускульная сила играет вспомогательную роль. Он назвал силу «переменным в уравнении».
Не стоит думать, что альфа-лидерами могут быть только самцы. В сообществе шимпанзе в качестве лидеров нередко выступают женские особи, альфа-самки. Они зачастую лишают драчунов их «оружия» (палок, камней), делают это для того, чтобы драка не состоялась. В стае шимпанзе одна из ролей альфа-самки миротворческая.
В популяциях бонобо ситуация еще более интересна: на вершине иерархии обычно стоит самка, а самцы всего лишь ее союзники.
Франс де Вааль изучал эти особенности и пришел к выводу, что альфа-особей (как самцов, так и самок) не стоит воспринимать как лидирующую доминанту. В целом, их предназначение заключается в поддержании мира и стабильности в группе.
Сравнивая людей с обычными и карликовыми шимпанзе (бонобо), следует все тщательно взвешивать. Нельзя отрицать, что эволюционные корни у приматов, к которым относятся и люди — общие. Но наши популяции очень сильно различаются, не только в мелочах, но и в основных аспектах. Потому и выводы, сделанные на примере животных, пусть и социальных, нужно с большой осторожностью экстраполировать на человеческое сообщество.
Важно. Не стоит бездумно переносить модели лидерства приматов на нашу жизнь. Де Вааль не призывает людей демонстрировать оскал и стучать кулаками по груди — такой «альфа-стиль» вряд ли приведет к желаемым результатам.
Ученый резюмирует, что смысл формулировки «альфа-самец» куда шире и сложнее, чем утрированные образы из книг о власти. Модель «самец доминирующий» — лишь один из возможных вариантов, далеко не всегда верный. И хотя в жизни нередко можно встретить образчики «крутых самцов», это скорее, исключение, а не общее правило. Чтобы понять лидерство более глубоко, следует изучить все его аспекты, и в этой связи имеет смысл посетить тренинг лидерства.
Людям свойственно переносить идею доминирования мужчины-самца на свои представления о первобытном обществе. Стало легендой и стереотипом мнение, будто наши дальние предки, которых поголовно относят к охотникам и собирателям, были сильны физически, выносливы, агрессивны. Также они обладали всей «атрибутикой брутальности» — выпуклыми мускулами, твердым рельефным прессом и прочим набором достоинств. А выжить им среди опасностей помогали как раз мускулы, ну и мозги, чего уж там, пока их женщины обеспечивали первобытный «быт и уют» и продолжали род.
Но археология и антропология беспристрастны. Открытия и раскопки свидетельствуют, что охотились особи обоих полов, собирали корешки тоже совместно. Правда, мужчины делали это чаще и в больших объемах. В ныне существующих племенах охотников-собирателей все еще царит эгалитарность (уравниловка), а женщины даже занимают лидерские позиции.
Основываясь на этих свидетельствах, Саймон Синек, специалист по этнографии и вопросам лидерства заключил: лидеры — в большей мере защитники, чем устрашители. Одной из причин, по которой члены сообщества добровольно подчиняются лидеру, служили и служат все те же выгоды: приоритет в выборе партнера и пищи (раньше), получение должности и зарплаты (теперь).
Но привилегии лидерства неотделимы от ответственности. Когда группа сталкивается с угрозой выживанию и ищет защиты, лидер приходит на помощь самым первым.
Синек подчеркнул в одном из интервью, что к тем лидерам, которые сдают своих сателлитов, жертвуют подчиненными ради личных выгод, общество относится крайне негативно, с презрением. В то же время восхищение и доверие вызывают те, кто ни разу не усомнится и жертвует личным благополучием ради членов сообщества. Так лидеру приходится расплачиваться за преимущества своего положения.
В мире приматов, как и в человеческом обществе, лидерство играет ключевую роль. Но что же отличает истинного вожака от простого доминанта? Ответ прост: лидерство — это не набор статичных характеристик, а скорее путь, который каждый лидер прокладывает своими действиями.
В своей книге «Политика среди шимпанзе» Ф. де Вааль представил читателям истории двух самцов-альфа, которых звали Гоблин и Амос. Верный своему имени, Гоблин управлял с помощью силы, страха и давления. Он затевал драки, постоянно применял жестокость и физическое устрашение, чтобы его господство в стае сохранялось. Амос же, напротив, был более уравновешенным. Он заботился о поддержании порядка в группе, но не забывал о защите слабых.
Чем же закончились истории этих двух вожаков? Гоблин был повержен молодым соперником в драке, которую сам же и спровоцировал. Когда он упал, раненый и ослабевший, другие обезьяны с крайней жестокостью набросились на него, стараясь добить. И если бы не вмешательство ветеринара, смерть наверняка бы наступила в этом избиении.
Амос дожил до глубокой старости, но, увы, умер от рака. Но даже в конце жизни он не утратил связи со своей группой. Кураторы поместили больного в отдельный вольер и не стали закрывать в него дверь. Шимпанзе его группы, которые также жили в исследовательском центре, заботились о нем, приносили ему свежую подстилку и старались сделать его последние дни комфортными. Когда Амос умер, в группе на несколько дней повисло молчание.
Эти две истории иллюстрируют два разных типа лидерства. Гоблин добился своего положения силой, но не сумел завоевать уважение и преданность группы. Амос же, благодаря спокойному нраву и заботе о других, обрел не только доминирование, но и настоящую любовь своих собратьев.
Путь к вершине не всегда прост, но именно те лидеры, которые умеют сочетать в себе силу и сострадание, по-настоящему добиваются успеха и оставляют след в истории.