Как создать синергию в команде?
Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!
Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды
Прежде всего следует избегать тех, кто позиционирует себя как идейный вдохновитель. Лучше не верить компаниям, устраивающим день благодарности сотрудникам, чтобы показать их значимость. Ведь признание заслуг сотрудника в течение одного из рабочих дней со стороны выглядит абсурдным - никто не устраивает день любви к супругу.
Рассмотренный подход говорит об убеждении руководителей, а не о мотивации сотрудников фирмы. В книге The Human Side of Enterprise, опубликованной в 1960 году, Дуглас Макгрегор, являющийся профессором Слоуновской школы, разделил стили управления менеджеров сотрудниками на 2 категории. Он назвал категории теория X и Y.
Конечно, Макгрегор, погибший в 1964 году, отражал в книге реалии того времени. Однако идеи автора сохранили актуальность.
Руководители, предпочитающие придерживаться теории Х, полагают, что по умолчанию люди не хотят работать. Значит начальник должен заставлять подчиненных прикладывать усилия. Для этого приходится быть авторитарным и контролировать каждое действие сотрудников.
Важно! Однако они не забывают и о мотивации. Чтобы мотивировать персонал, менеджеры применяют систему вознаграждений. Например, статуэтку с надписью «молодец» они считают хорошим вариантом мотивации. Однако ключевую роль для них играют деньги. Они полагают, что выполненная работа – это то, за что подчиненным выплачивается зарплата.
Что же касается теории Y, придерживаться которой предпочитал сам Макгрегор, она предполагает оптимистичный взгляд на человека. Она исходит из того, что людям хочется работать. То есть у руководителей нет необходимости их мотивировать.
А также, согласно теории Y, если сотрудники с низкой зарплатой еще могут быть мотивированы деньгами, то тех, кто достаточно зарабатывает, чтобы удовлетворить свои потребности, можно при необходимости мотивировать другими способами. То есть здесь Макгрегор согласен с постулатами психолога Абрахама Маслоу, разработавшего пирамиду потребностей. Основание пирамиды – достаточное количество еды и чувство безопасности. На вершине находятся высокие понятия. Например, самоуважение, сопричастность.
Согласно теории руководство должно учитывать нужды компании и сотрудников. Это позволит укрепить отношения в компании и мотивировать на работу.
Кроме того, согласно этой теории, люди получают удовольствие от достигнутого успеха. В результате достижения успехов у сотрудников укрепляется уверенность в собственных силах, в результате чего они стараются лучше работать и активнее двигаться к собственным целям.
Говорит эта теория и о том, что от природы в каждом человеке заложена способность к различным видам творчества. Так что большинство людей умеют творчески подходить к решению возникающих у них проблем.
Теория Х актуальна для низкооплачиваемых отраслей, где сотрудникам приходится четко придерживаться определенных правил. Является она актуальной и для высокооплачиваемых отраслей, где с помощью зарплаты можно мотивировать людей работать даже после удовлетворения основных потребностей.
Важно! Нельзя не сказать и о том, что теории Х склонны придерживаться руководители, опасающиеся того, что удаленная работа может стать способом увиливания от дел. Данная теория находит отражение как в поведении ленивых сотрудников, так и начальников, которые регулярно упрекают своих подчиненных. Она предполагает определение внутренней политики предприятия руководством без участия сотрудников.
Однако теория Y сегодня выходит на первый план. Многочисленными опросами и исследованиями доказано, что люди работают в разы усерднее, когда понимают, что их дело является важным. Вот несколько примеров:
Важно! Для достижения этого начальник старается так формулировать цели работы, чтобы сотрудники приходили на работу не только ради зарплаты. Ответственность сотрудников и их полную автономность приветствуют не только креативные компании вроде Netflix. Данный подход нравится и производственным предприятиям, предлагающим сотрудникам самостоятельно решать рабочие проблемы, в результате чего каждый из них чувствует, что он лидер. А также розничными ретейлерами увеличены зарплаты сотрудникам, чтобы удержать их на работе и повысить эффективность деятельности.
Стоит сказать и о том, что сам Макгрегор писал, что основная задача написанной им книги не в побуждении людей к выбору в пользу той или иной стороны, а в том, чтобы помочь руководителям с четкой формулировкой стиля своего управления. К сожалению, ему не удалось преуспеть в этом. Ведь безусловно успешное управление командой возможно с помощью описанной Макгрегором теории Х, но признаться в этом трудно.