Что такое бирюзовые организации? Существует теория спиральной динамики, согласно которой общество развивается по спирали, проходя определенный цикл, который через время повторяется, только каждый раз уже на более высоком уровне.
На первом уровне (которому условно присвоили бежевый цвет) основное – физическое выживание и биологические нужды. Успехом считается удовлетворение инстинктивных желания и продление рода.
На втором (фиолетовом) общество защищается от мистических угроз, поклоняясь божествам и угождает силам, от которых оно зависит. Успехом считается сохранение семейных связей и защита от вреда.
Третий (красный) уровень – это завоевание, доминирование, мир, в котором сильный побеждает слабого. На этом уровне успехом считается контроль, доминирование и чувственные удовольствия.
Четвертый уровень (синий цвет) – это мир, в котором стремятся к успеху, суть которого в порядке и стабильности, послушании и определенности. Считается, что нужно довериться справедливой высшей силе, которая накажет зло и поощрит добро.
Внимательный заметит, что каждый уровень, сменяя предыдущий, сменяет фокус из коллективных интересов к индивидуальным, и наоборот.
Пятый уровень (оранжевый) – это снова фокус на индивидуальном: стремление к персональному успеху, соревнование, влияние и независимость, мир, в котором есть такие возможности для каждого.
Шестой уровень (зеленый) – снова переход к общим ценностям: взаимное развитие, чувство принадлежности, любовь и гармония. Зеленый мир – это мир взаимодействия, цель в котором – взаимодействие с друг с другом для достижения гармонии с окружающим миром.
Седьмой уровень – желтый мир, мир изменений, при которой неопределенность – приемлемое состояние. Цель в таком мире – независимость и достоинство, знание, участие в живой системе. Фокус на индивидуальное.
Вслед за желтым миром идет мир бирюзовый, цель которого – сохранение жизни на планете, умение приспособиться к любой реальности. Это мир баланса взаимосвязанных сил, мир управления рисками.
После него последует коралловый мир, я-ориентированный, нацеленный на управление и консолидацию, но он, по мнению специалистов, еще только зарождается. Таких людей, обществ, компаний еще нет. Зато есть все, перечисленные выше.
Среди людей, стран, обществ и компаний можно встретить цели и признаки любого из выше перечисленных «миров». Причем, первого (самого старого) почти нет, как и самого нового, бирюзового. Бирюзовые компании только появляются. Бирюзовых людей еще немного. Они могут возникнуть, развиваясь из желтых, зеленых, поднимаясь по спирали все выше и выше и проходя каждый этап. Авторы модели считают, что перескочить через одну или несколько ступенек невозможно. Появившись на свет с признаками определенного уровня можно передвигаться дальше только ступенька за ступенькой.
Мало кто обращает внимание на то, что, исходя из предложенной авторами модели, теряя свои возможности, компании, целые общества и страны, и уж тем более отдельные люди, иногда идут не вверх, а вниз по спирали.
Наш мир уже становится таким, в котором по-настоящему успешными могут быть только бирюзовые компании. Тем не менее, их еще мало, поэтому большинство сталкивается с огромными трудностями, приспосабливаясь к реальности своими способами.
Мир непредсказуем, он постоянно меняется, меняется очень быстро, требует гибкости и мудрости. Каждая компания согласно своему «цвету» в модели спиральной динамики по-своему приспосабливается к реальности. Бежевые – с помощью рефлексов, инстинктивно, фиолетовые ищут спасения и силы в ритуалах, красные пытаются захватывать и эксплуатировать, синие – послушанием и конформизмом, оранжевые – прагматизмом и маневренностью, зеленые – заботой о человеческих нуждах, спонтанностью и сотрудничеством, желтые – системностью, функциональностью и независимостью, а бирюзовые – целостностью, коллективным сознанием, сотрудничеством и взаимосвязанностью.
Кратко о компании. Buurtzorg – компания, которая занимается обслуживанием больных на дому. В ней полностью отсутствует контроль со стороны руководства, вообще нет руководителей. Основатель Buurtzorg в свое время пытался изменить менеджмент патронажной системы, но не справился и решил создать свою модель. Компания растет за счет создания самоуправляемых команд, которые решают все управленческие задачи внутри команд.
Попытаемся сравнить ее с теми, которые во всем мире признаны как бирюзовые.
Все бирюзовые компании – пример самой высокой стадии организационного развития. Автор книги «Открывая организации будущего» Фредерик Лалу считает, что пока что нет ничего более совершенного с точки зрения развития компании. Эти компании, которые еще называют плоскими организациями, живут без KPI, без контроля со стороны начальства и больше всего заботятся о клиента и качестве выпускаемого продукта. Несмотря на отсутствие боссов, такие компании демонстрируют высокую эффективность.
Примеры бирюзовых организаций
Patagonia. Компания сначала занималась производством крючьев для альпинизма. Сейчас выросла до ведущего производителя одежды для туризма. У компании есть свои принципы. Она работает только с поставщиками, которые придерживаются экологически безупречных стандартов. Внутри компании царит атмосфера доверия. В компании созданы условия для развития детей сотрудников. Прямо в офисе могут воспитываться дети от нескольких месяцев до детсадовского возраста.
Gallup. Институт общественного мнения. Цель компании – повышать благополучие организаций клиентов и улучшать жизнь шести миллиардов жителей планеты. В служении шести миллиардам проигравших быть не может, считают в компании. Культура компании проникнута позитивом – это отмечают все, кто имел с ней дело.
Next Jump. Компания занимается продажами, причем каналы продаж «подведены» прямо к рабочим местам. Принцип компании – развивать сотрудников, выдвигая их на позиции, к которым они еще не готовы. Компания стремится сохранить персонал, какими бы ни были экономические условия. Руководитель компании часто повторяет: «Вы же не стали бы увольнять своих детей с семейного предприятия?». В компании царят взаимопонимание и взаимопомощь.
AES. Компания производитель электроэнергии. Для нее ценности – выше прибыли. Все 40 тысяч сотрудников предварительно прошли собеседование, в котором поделились своими ценностями. Если в компании возникают противоречия между важными для компании ценностями и прибылью, тут без раздумий выбирают первое. Для компании важнее придерживаться стремления к своей достойной цели.