Блог
25.02.24

Вы — это не ваша работа: как идеи Грэбера и Кейнса ведут нас к обществу без работы

Почему технический прогресс не привел нас к сокращенной рабочей недели? Кто мешает введению безусловного базового дохода? Откуда у людей возникает потребность «утонуть» в работе, и когда они начнут ценить свое свободное время? Разбираем становление трудовой этики и главные тезисы Движения Постработы.
Вы — это не ваша работа: как идеи Грэбера и Кейнса ведут нас к обществу без работы | ManGO! Games: помогаем развивать лидеров и строить эффективные команды
Вы — это не ваша работа: как идеи Грэбера и Кейнса ведут нас к обществу без работы | ManGO! Games: помогаем развивать лидеров и строить эффективные команды

Я — это моя работа

Поскольку слово «работа» имеет огромное количество значений, стоит уточнить, что в данной статье используется определение работы как «оплачиваемого труда».

Если логически развить это определение, то выйдет, что работа — это доминанта жизни каждого человека. Наше общество построено на необходимости работать, чтобы поддерживать собственное выживание. Мы проводим на рабочем месте половину времени жизни, не считая сна и времени на дорогу. У некоторых даже эти процессы включены в рабочий график — кто-то на работе ночует, а кто-то работает из дома.

Мало кто сможет не согласиться, что работа — это причина постоянного стресса. Стресса оттого, что мы слишком загружены работой. Стресса, связанного с тем, что мы не можем подолгу найти работу. Стресса из-за риска потерять работу, или, наоборот, необходимости каждый день вставать и идти на нелюбимую работу.

Готов поспорить, работа — это краеугольный камень вашей личности. Кто из нас на вопрос «Кто ты?» инстинктивно не называет свою профессию? Мы привыкли мыслить о себе в категории той деятельности, за которую получаем деньги: например, «я — сантехник», «я — продавец», «я — водитель» и так далее. В современного человека на уровне подсознания закодирован модуль мышления, который называется «Я — это моя работа».

Бредовая работа как миссия компании

Джон Кейнс однажды высказал предположение, что к концу двадцатого века автоматизация труда приведет к тому, что рабочая неделя в среднем будет длится около 15-ти часов. С его точки зрения, этого было бы достаточно, чтобы произвести все необходимые для комфортной жизни блага.

СПРАВКА. Джон Мейнард Кейнс — английский экономист и философ, чьи идеи фундаментально изменили макроэкономическую теорию и повлияли на экономическую политику многих государств.

Формально, его прогнозы не сбылись — лишь незначительный процент человечества может похвастаться тем, что работает меньше хотя бы меньше сорока часов в неделю. Но в одном он был все же прав: автоматизация действительно привела к сокращению объема необходимого для существования современной цивилизации труда. Причем, объема не только физического труда, но и интеллектуального.

Проблема в том, что сокращение объема труда — не равно уменьшению длительности рабочей недели. Да, теперь нам необходимо намного меньше физического труда, и рабочие уже не стоят многочасовыми сменами у станков, как в начале двадцатого века, когда Кейнсом и было сделано это предсказание. Даже в сфере умственного труда все рабочие процессы были оптимизированы при помощи различного технологического оборудования, специализированных программ и корпоративного обучения. Но несмотря на все вышеперечисленные достижения постиндустриального общества, современная длительной рабочей недели не отличается от той, что была у большинства людей более ста лет назад. Но почему?

Ответ кроется в доминирующей в нашем мире экономической модели. Обществу требуется меньше работы, но система так не была адаптирована под эти нужды. Даже наоборот: уровень заработной платы намеренно устанавливается на таком уровне, чтобы мотивация персонала прокормить себя и свою семью могла быть реализована только при помощи многочасового труда. Никто не заинтересован в увеличении заработной платы или уменьшении рабочих часов — ни государственные власти, ни финансовые элиты, ни среднестатистический работодатель. Никому из этих групп населения не выгодно разрушение существующей экономической иерархии, которое может быть вызвано появлением у людей дополнительного дохода или свободного времени.

Более того, как отмечает Дэвид Грэбер в своей книге «Бредовая работа», с каждым днем создается все больше рабочих мест, которые не приносят обществу никакой пользы и не имеют социальной ценности, и многие из которых и вовсе губительны для окружающих. Грэбер выделил пять типов «вредительских» должностей:

  1. «шестерки» — люди, которые работают лишь для того, чтобы начальство могло почувствовать собственную важность: к ним относятся разного рода помощники, администраторы и швейцары;
  2. «головорезы» — те, кто борется с «головорезами» из конкурирующих компаний: юристы, PR-специалисты, лоббисты;
  3. «костыльщики» — люди, занимающиеся устранением проблем вместо создания одного эффективного решения: это, например, программисты и работники клиентского сервиса;
  4. «галочники» — работники, создающие впечатление качественно проделанной работы: этим занимаются корпоративные журналисты и львиная доля организаторов социальных опросов;
  5. «надсмотрщики» — строго следят за исполнением сотрудниками бессмысленных регламентов для не менее бессмысленной работы: очевидным примером могут быть менеджеры среднего звена.

СПРАВКА. Дэвид Грэбер — американский профессор экономики и социальной антропологии, общественный деятель. Наиболее известен как автор лозунга «Мы — 99%», который широко использовался во время нью-йоркских протестов 2011 года «Захвати Уолл-стрит» («Occupy Wall Street»).

Политическая воля против трудовой этики

Если бы население любой страны обладало инструментами для исполнения своей политической воли, количество рабочего времени давно было бы сокращено, а минимальный размер оплаты труда — повышен. Подобные меры, принятые в прошлом, не привели ни к каким разрушительным эффектам для экономики. Почему же, по мнению разного рода апологетов невмешательства государства в свободный рынок, это должно произойти сейчас?

Другое решение многих проблем — безусловный базовый доход. Это концепция, согласно которой государство должно выплачивать каждому члену общества определенную сумму денег просто так, ни за что. Подобные идеи давно обсуждаются среди современных европейских мыслителей, и многие из них считают, что за моделью базового дохода стоит будущее.

С точки зрения экономики все выглядит стройно и логично: деньги на гарантированные выплаты будут получены за счет повышения налогов на роскошь, а сами универсальные пособия смогут позволить не только освободить людей от огромной доли бессмысленного труда, но также будут стимулировать свободный обмен за счет увеличения количества денег у населения.

Несмотря на все преимущества, подобные идеи не находят отклика у власть имущих. Но это не единственная причина, по которым эта концепция не может быть реализована в современном мире.

Главная причина кроется глубоко в недрах истории. Существует ровно два значимых события, наиболее повлиявших на облик современного мира и сформировавших трудовую этику, которой сегодня придерживается значительная часть человечества. Этими событиями являются Реформация и Промышленная революция.

СПРАВКА. Реформация — религиозное и политическое движение в Европе 16 века, направленное на отделение от католической церкви. Началось с «95 тезисов» Мартина Лютера и привело к образованию протестантской конфессии христианства.

Протестантская мораль, которая стояла у истоков Реформации, прививала своим адептам идея о том, что труд является Божьей благодатью, в то время как праздность — пороком, исходящим от самого дьявола.

Промышленная революция, в свою очередь, трансформировала традиционный сельский уклад жизни и заставила огромное количество людей перебраться в города, чтобы работать на промышленном производстве. При этом школы, которые возникли вслед за сменой экономической модели, опирались именно на протестантскую мораль, внедряя в головы многих поколений детей идеологию труда.

И до сих пор укоренившаяся в культуре протестантская трудовая этика заставляет нас видеть в чрезмерном труде повод для гордости. Так, в исследованиях 2016 года было обнаружено, что большинство людей наделяет более высоким статусом тех, кто больше работает, чем тех, кто имеет больше свободного времени. Люди оценивают друг друга с точки зрения тех качеств, которые больше всего ценит работодатель.

Другое исследование, проведенное еще в 80-х годах прошлого века, показало, что люди чувствуют себя более счастливыми, когда они находятся на работе, а не дома. Такое парадоксальное заключение легко объясняется тем, что рабочий процесс взрослыми людьми воспринимается как своего рода игра, требующая от них множества навыков и компетенций, бесполезных в остальных сферах жизни.

Стоит признать, что умение видеть в своей работе игровой процесс — это крайне полезный навык, предотвращающий эмоциональное выгорание. Развить этот навык помогают разнообразный список методик, среди которых самыми эффективными являются игры на сплочение коллектива и тренинги с элементами геймификации.

Общество постработы — мечта или будущее?

Мир стремительно преобразуется, повсюду слышны призывы сократить длительность рабочей недели: если не до 15 часов, то хотя бы до 30. Люди хотят, чтобы наконец наступило так называемое «общество постработы». В чем же оно заключается?

Общество постработы будет состоять не только в сокращении времени работы, но и в изменении характера работы. Важная задача сторонникам движения постработы состоит в том, чтобы сделать деятельность более разнообразной, позволить каждому выбрать удобную ему пропорцию интеллектуальных задач и ручного труда. Такая организация рабочего процесса поможет сделать работников более здоровыми — и ментально, и физически. Работа перестанет приносить стресс и утомление, и вместо этого станет увлекательной частью жизненного процесса.

Движение постработы появилось не просто так. Его возникновению способствовали несколько факторов:

  • пандемия позволила многим понять, что вовсе не обязательно ездить в офис несколько дней в неделю, чтобы выполнять свои профессиональные задачи;
  • развитие цифровых технологий привело к распространению фриланса и домашнего режима работы, позволяющего больше времени проводить с друзьями и семьей;
  • все большее количество людей выбирают сокращение материального потребления в пользу уменьшения количества рабочего времени и проводят освободившиеся часы для более любимых занятий: хобби, общения, спорта и игр.

По поводу игр стоит сказать, что несмотря на кажущуюся большинству взрослых людей неестественность такого времяпровождения, потребность в игровой деятельности заложена в нас генетически. Именно поэтому многие люди стараются придать своей работе и учебе элементы геймификации. Удовлетворить тягу к решению сложных и увлекательных задач, а также развить важные профессиональные навыки помогут деловые игры.

Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Мы будем сообщать о новых статьях и мероприятиях ManGO! Games
Подписываясь, я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных