Представьте, что вы вступаете в увлекательную игру, где нет проигравших – все участники, которые дойдут до конца, станут победителями. Призом для всех станет багаж практических знаний, которые можно применить в реальной жизни, чтобы достичь целей, как индивидуальных, так и командных. Попробуем разгадать важные секреты геймификации в корпоративном обучении, а также познакомитесь с типами сотрудников, которые могут повлиять на успех вашей команды, и узнаете, какие ошибки могут помешать вам эффективно обучать и развивать своих сотрудников.
Ваша цель – пройти все уровни и научиться применять полученные знания, чтобы сделать рабочие процессы более увлекательными и результативными.
В 1990-х годах в США был очень популярен комикс «Шпион против шпиона» (Spy vs Spy), где два персонажа, несмотря на их сходство, не могли поймать друг друга. Это можно взять как метафору для геймификации и игрового обучения – два подхода, которые имеют много общего, но при этом совершенно разные. Давайте разберемся, чем же они отличаются и когда лучше использовать каждый из них.
Геймификация – это внедрение элементов игры в повседневные процессы, такие как работа или обучение, с целью сделать их более увлекательными и мотивирующими. Проще говоря, геймификация превращает стандартные бизнес-задачи в нечто более интересное и динамичное, чтобы повысить вовлеченность и помочь людям завершать задания в срок, а не откладывать их на потом.
Чтобы создать эффективную систему геймификации, нужно использовать несколько ключевых компонентов, таких как:
Геймификацию можно использовать в самых разных сферах бизнеса: от управления персоналом до маркетинга и продаж. Например, с помощью игровых элементов компания может повысить вовлеченность сотрудников, стимулировать их работать с брендом работодателя или улучшить показатели продаж.
Игровое обучение – это, в отличие от геймификации, не такая масштабная система. Здесь игра – это лишь часть более широкого процесса, помогающая развивать отдельные навыки или достигать определенных целей. В таком обучении игровые элементы внедряются в учебные материалы, чтобы сделать процесс более увлекательным и эффективным. Например, можно создать онлайн-игру для сотрудников, обучающих новым навыкам, или для клиентов, которые учат, как пользоваться продуктами компании.
Если кратко, то геймификация превращает бизнес-процесс в игру, а игровое обучение использует игру как инструмент в рамках более широкого образовательного процесса. Проводить четкую границу между этими подходами бывает непросто, потому что они тесно связаны, но при этом обладают различной степенью комплексности.
Геймификация – это более обширная концепция, которая может быть использована для изменения всей корпоративной культуры, повышения мотивации и вовлеченности. Это универсальный подход, который работает на уровне всей компании и ее сотрудников. Игровое обучение же – это более узкоспециализированная часть процесса, направленная на достижение конкретных учебных результатов и развитие определенных навыков.
Вне зависимости от того, какой подход вы выберете, конечным результатом станет одна и та же цель – создание заинтересованной и мотивированной аудитории, готовой учиться и достигать результатов.
Один из ключевых этапов разработки геймификации – это тщательный анализ целевой аудитории. Знание того, кто и как будет взаимодействовать с игровыми элементами, поможет создать эффективную систему мотивации. В этом процессе важно понимать, кто именно готов «играть», а кто предпочтет обходить игры стороной. Отлично в этом помогает теория, предложенная Ричардом Аланом Бартлом – автором и исследователем игр. Его модель типов игроков, основанная на двух пересекающихся осях, становится фундаментом для дальнейшего разделения игроков на категории.
Эти оси называются «Действие – Взаимодействие» и «Игрок – Система». И на основе этого принципа, Бартл выделил четыре типа игроков, каждый из которых имеет свои особенности. Стоит отметить, что в реальной жизни редко встречаются игроки «чистого типа» – скорее всего, это будет сочетание нескольких черт. Тем не менее, типизация Бартла помогает создать четкое представление о том, как разделяются интересы и предпочтения участников. Давайте познакомимся с каждым типом поближе.
Накопители – это люди, ориентированные на развитие и самосовершенствование. Они стремятся учиться новому, улучшать свои навыки и растить свою компетенцию. Для них важен процесс накопления – как знаний, так и достижений. Эти игроки обожают получать награды за свои усилия и ощущать, что с каждым шагом становятся лучше. В игровой механике им подойдут элементы, которые позволят отслеживать их прогресс и вознаграждать за достижения. Например, система уровней, бонусы за выполнение заданий или персонализированные награды за успехи в обучении.
Киллеры – это игроки, которые получают удовольствие от конкуренции и стремятся быть лучшими. Они любят соревноваться, стремятся побеждать и получать признание за свои успехи. Для киллеров важно, чтобы игра стимулировала их к постоянному преодолению себя, а также позволяла зарабатывать очки и побивать рекорды. Они не очень любят командную работу и часто предпочитают играть в одиночку, так как их цель – победить. Для работы с таким типом аудитории подойдут механики, фокусирующиеся на состязаниях, таких как рейтинговые таблицы, турниры и бонусы за достижения.
Исследователи – это игроки, стремящиеся к глубокому пониманию предмета или области. Они любят изучать детали, разгадывать тайны и расширять свои горизонты. Для них важно не только достигать целей, но и понимать, как и почему работают те или иные механизмы. Исследователи получают удовлетворение от тестов, квизов и головоломок, а также от того, что могут применить свои умственные способности. Им важно, чтобы контент был разнообразным и предоставлял возможности для самостоятельного поиска ответов. Важно, чтобы в игре не было чрезмерной конкуренции – исследования для них важнее соревновательных аспектов.
Социальщики – это игроки, которые ориентированы на общение и взаимодействие с другими. Для них главная ценность игры – это возможность познакомиться с новыми людьми, наладить контакты и работать в команде. Они склонны к сотрудничеству, а не к соперничеству, и часто будут предпочитать совместные задачи. Важный аспект для социальщиков – визуальная составляющая игры. Эмоции и визуальный стиль могут значительно повлиять на их опыт. Чтобы вовлечь социальщиков, нужно предусмотреть механики для общения между участниками – чаты, форумы, обмен опытом, групповые задания. Такие элементы обеспечат им нужную мотивацию и удовлетворение от игры.
Ами Джо Ким, известный эксперт по дизайну геймификации, расширил модель Бартла, добавив действия и глаголы, соответствующие каждому типу игрока. Эти действия определяют, как игроки взаимодействуют с игрой и какой тип деятельности для них наиболее привлекателен:
В дальнейшем, на основе этих глаголов Ами Джо Ким создала матрицу социального действия, которая помогает определять доминирующие типы игроков в различных ситуациях. Например, если цель проекта – стимулировать конкуренцию, то в нем должно быть больше киллеров. Если же главная задача – повысить уровень сотрудничества между участниками, то акцент стоит делать на социальных игроков и исследователей.
Какое соотношение типов игроков будет оптимальным? Все зависит от целей проекта и характеристик целевой аудитории. Важно понимать, что каждый тип игрока вносит свой вклад в динамику игры, а сбалансированное соотношение всех типов поможет достичь наилучших результатов. Например, в проекте, ориентированном на обучение, необходимо создать такие условия, чтобы мотивировать участников на развитие и сотрудничество, а не только на конкуренцию.
Итак, знание этих четырех типов игроков и понимание того, как они могут взаимодействовать друг с другом, поможет создать более точную и эффективную геймификацию.
Что вам наиболее привлекательно в игровом процессе?
Как вам удобнее всего играть?
Что мотивирует вас продолжать игру?
Как вы реагируете на преграды и неудачи в процессе игры?
Результаты:
При внедрении геймификации даже при самой тщательной подготовке и следовании методологиям можно столкнуться с ошибками. Чтобы минимизировать такие риски, полезно обратиться к концепции 6D, разработанной известным ученым Кевином Вербахом и экспертом в области интернет-прав Дэном Хантером. Эта методология включает шесть ключевых шагов, каждый из которых начинается с буквы D, что помогает легко запомнить основные принципы:
Тем не менее, даже если вы следуете этим принципам, возможны подводные камни. Давайте разберем самые распространенные ошибки и способы их избежать.
Одна из самых частых ошибок – это недостаточная конкретизация бизнес-целей. Без четкого понимания того, что вы хотите достичь с помощью геймификации, ваша система рискует стать просто набором игрушек, не приносящих результата. Здесь идеально подойдет модель SMART:
Без четко поставленных целей геймификация может стать бесполезной тратой времени и ресурсов, не оказывая нужного эффекта. Подробнее о том, как формулировать цели по технологии SMART в нашей статье по этой ссылке.
Игнорирование особенностей вашей аудитории – это еще одна распространенная ошибка. Чтобы геймификация работала, она должна быть ориентирована на мотивацию, интересы и предпочтения пользователей. Без этого геймификация рискует стать неинтересной. Например, если вы не учтете, как ваша аудитория относится к соревновательным элементам, это может привести к негативной реакции, вместо того чтобы поддержать вовлеченность. Или, например, если вы создадите чат без должной модерации, это может привести к нежелательным спорам и конфликтам.
Проектирование игрового опыта – это, пожалуй, самая важная часть геймификации. Если вы не уделите внимания созданию интересных и вовлекающих элементов, ваша система просто не будет работать. Чтобы избежать этой ошибки, важно разделить геймификацию на два уровня: микроуровень и макроуровень.
Только синхронизация этих двух уровней – микро- и макроуровня – создаст по-настоящему увлекательную и вовлекающую геймификацию, которая будет мотивировать участников на протяжении всего их пути.
Внедрение геймификации – это не просто добавление «игровых фишек» в бизнес-процессы, а важный этап, который требует гармоничной интеграции с уже существующими системами. Если геймификация «не вписывается» в текущие процессы, это может вызвать путаницу и даже раздражение у пользователей. Например, если кто-то ожидает, что система геймификации будет работать в связке с корпоративным чат-ботом, а в реальности это не так, то возникнет много неудобств. Поэтому, прежде чем что-то внедрять, важно провести тщательный аудит внутренних каналов и процессов, чтобы «новые игрушки» идеально вписывались в уже существующую картину.
Геймификация без вовлеченности – это как фильм без сюжета. На старте может быть интересно, но потом внимание быстро исчезнет. Главная ошибка многих – это забывать поддерживать интерес участников на протяжении всего пути. Важно продумывать, как зажигать их мотивацию снова и снова. Геймификация не должна быть одноразовой искоркой: нужно продумывать механизмы, которые будут стимулировать активность участников и удерживать их внимание. Без такого подхода можно быстро потерять интерес целевой аудитории, а это прямой путь к провалу.
Геймификация – это не только игра, но и эффективный инструмент для достижения целей. Зачастую в стремлении сделать систему увлекательной и яркой мы перегружаем ее элементами развлечения. Конечно, веселье и юмор всегда важны, но не стоит забывать, что геймификация должна помогать достигать конкретных бизнес-целей. Поэтому важно правильно дозировать веселье. Задайтесь вопросом: «Зачем эта игровая механика и как она помогает движению к цели?» Если ответ очевиден и цель ясна, значит, веселье будет оправдано. В противном случае это просто лишняя нагрузка, которая отвлекает.
Запуск геймификации – это только начало. Очень важно, чтобы на каждом этапе вы могли получать обратную связь и оценивать, что работает, а что нет. Проблема часто заключается в том, что организации запускают системы геймификации и забывают следить за результатами, считая, что все уже сделано. Но это не так! Без регулярного анализа и корректировок система будет терять эффективность. Лучше сразу провести небольшой аудит и внести изменения, чем потом столкнуться с незаинтересованной аудиторией и разрушенной мотивацией.
Геймификация – это не просто тренд, а серьезный инструмент для достижения бизнес-целей. Но чтобы он работал, необходимо быть внимательными и гибкими. Если следовать принципам 6D и учитывать все «мелочи», можно избежать большинства ошибок и создать систему, которая не только развлекает, но и вдохновляет на успех.