Блог
15.01.25

4 проверенных инструмента развития лидеров внутри компании

Геймификация и игровое обучение могут быть мощными инструментами для повышения вовлеченности сотрудников и достижения бизнес-целей. Но как правильно применять эти подходы, чтобы избежать распространенных ошибок и добиться ощутимых результатов? В этой статье мы разберемся, в чем различие между геймификацией и игровым обучением, какие типы игроков существуют в вашей команде, и какие ошибки мешают сделать обучение эффективным. Узнайте, как превратить бизнес-процессы в увлекательные игры, которые мотивируют, обучают и приносят результаты.
4 проверенных инструмента развития лидеров внутри компании | ManGO! Games: помогаем развивать лидеров и строить эффективные команды
4 проверенных инструмента развития лидеров внутри компании | ManGO! Games: помогаем развивать лидеров и строить эффективные команды
Колесо баланса "ЖУРНАЛ РЕФЛЕКСИИ"
Рефлексия помогает лучше понимать себя, свою жизнь, собственные эмоции и мир вокруг. Журнал основан на лучших практиках личной эффективности, самопознания и развития. Мы собрали 900 вопросов для баланса работы и жизни.

Представьте, что вы вступаете в увлекательную игру, где нет проигравших – все участники, которые дойдут до конца, станут победителями. Призом для всех станет багаж практических знаний, которые можно применить в реальной жизни, чтобы достичь целей, как индивидуальных, так и командных. Попробуем разгадать важные секреты геймификации в корпоративном обучении, а также познакомитесь с типами сотрудников, которые могут повлиять на успех вашей команды, и узнаете, какие ошибки могут помешать вам эффективно обучать и развивать своих сотрудников.

Ваша цель – пройти все уровни и научиться применять полученные знания, чтобы сделать рабочие процессы более увлекательными и результативными.

Геймификация vs Игровое обучение: чем отличаются и когда использовать

В 1990-х годах в США был очень популярен комикс «Шпион против шпиона» (Spy vs Spy), где два персонажа, несмотря на их сходство, не могли поймать друг друга. Это можно взять как метафору для геймификации и игрового обучения – два подхода, которые имеют много общего, но при этом совершенно разные. Давайте разберемся, чем же они отличаются и когда лучше использовать каждый из них.

Геймификация: превращение процессов в игру

Геймификация – это внедрение элементов игры в повседневные процессы, такие как работа или обучение, с целью сделать их более увлекательными и мотивирующими. Проще говоря, геймификация превращает стандартные бизнес-задачи в нечто более интересное и динамичное, чтобы повысить вовлеченность и помочь людям завершать задания в срок, а не откладывать их на потом.

Чтобы создать эффективную систему геймификации, нужно использовать несколько ключевых компонентов, таких как:

  • механика (правила игры);
  • награды (за достижения);
  • измерение (оценка успехов);
  • поведение (побуждение к действию).

Геймификацию можно использовать в самых разных сферах бизнеса: от управления персоналом до маркетинга и продаж. Например, с помощью игровых элементов компания может повысить вовлеченность сотрудников, стимулировать их работать с брендом работодателя или улучшить показатели продаж.

Обучение с элементами игры: не просто игра, а инструмент обучения

Игровое обучение – это, в отличие от геймификации, не такая масштабная система. Здесь игра – это лишь часть более широкого процесса, помогающая развивать отдельные навыки или достигать определенных целей. В таком обучении игровые элементы внедряются в учебные материалы, чтобы сделать процесс более увлекательным и эффективным. Например, можно создать онлайн-игру для сотрудников, обучающих новым навыкам, или для клиентов, которые учат, как пользоваться продуктами компании.

Как отличаются эти два подхода?

Если кратко, то геймификация превращает бизнес-процесс в игру, а игровое обучение использует игру как инструмент в рамках более широкого образовательного процесса. Проводить четкую границу между этими подходами бывает непросто, потому что они тесно связаны, но при этом обладают различной степенью комплексности.

Геймификация – это более обширная концепция, которая может быть использована для изменения всей корпоративной культуры, повышения мотивации и вовлеченности. Это универсальный подход, который работает на уровне всей компании и ее сотрудников. Игровое обучение же – это более узкоспециализированная часть процесса, направленная на достижение конкретных учебных результатов и развитие определенных навыков.

Вне зависимости от того, какой подход вы выберете, конечным результатом станет одна и та же цель – создание заинтересованной и мотивированной аудитории, готовой учиться и достигать результатов.

Уровень 2. Четыре типа игроков

Один из ключевых этапов разработки геймификации – это тщательный анализ целевой аудитории. Знание того, кто и как будет взаимодействовать с игровыми элементами, поможет создать эффективную систему мотивации. В этом процессе важно понимать, кто именно готов «играть», а кто предпочтет обходить игры стороной. Отлично в этом помогает теория, предложенная Ричардом Аланом Бартлом – автором и исследователем игр. Его модель типов игроков, основанная на двух пересекающихся осях, становится фундаментом для дальнейшего разделения игроков на категории.

Эти оси называются «Действие – Взаимодействие» и «Игрок – Система». И на основе этого принципа, Бартл выделил четыре типа игроков, каждый из которых имеет свои особенности. Стоит отметить, что в реальной жизни редко встречаются игроки «чистого типа» – скорее всего, это будет сочетание нескольких черт. Тем не менее, типизация Бартла помогает создать четкое представление о том, как разделяются интересы и предпочтения участников. Давайте познакомимся с каждым типом поближе.

1. Накопители (карьеристы)

Накопители – это люди, ориентированные на развитие и самосовершенствование. Они стремятся учиться новому, улучшать свои навыки и растить свою компетенцию. Для них важен процесс накопления – как знаний, так и достижений. Эти игроки обожают получать награды за свои усилия и ощущать, что с каждым шагом становятся лучше. В игровой механике им подойдут элементы, которые позволят отслеживать их прогресс и вознаграждать за достижения. Например, система уровней, бонусы за выполнение заданий или персонализированные награды за успехи в обучении.

2. Киллеры

Киллеры – это игроки, которые получают удовольствие от конкуренции и стремятся быть лучшими. Они любят соревноваться, стремятся побеждать и получать признание за свои успехи. Для киллеров важно, чтобы игра стимулировала их к постоянному преодолению себя, а также позволяла зарабатывать очки и побивать рекорды. Они не очень любят командную работу и часто предпочитают играть в одиночку, так как их цель – победить. Для работы с таким типом аудитории подойдут механики, фокусирующиеся на состязаниях, таких как рейтинговые таблицы, турниры и бонусы за достижения.

3. Исследователи

Исследователи – это игроки, стремящиеся к глубокому пониманию предмета или области. Они любят изучать детали, разгадывать тайны и расширять свои горизонты. Для них важно не только достигать целей, но и понимать, как и почему работают те или иные механизмы. Исследователи получают удовлетворение от тестов, квизов и головоломок, а также от того, что могут применить свои умственные способности. Им важно, чтобы контент был разнообразным и предоставлял возможности для самостоятельного поиска ответов. Важно, чтобы в игре не было чрезмерной конкуренции – исследования для них важнее соревновательных аспектов.

4. Социальщики

Социальщики – это игроки, которые ориентированы на общение и взаимодействие с другими. Для них главная ценность игры – это возможность познакомиться с новыми людьми, наладить контакты и работать в команде. Они склонны к сотрудничеству, а не к соперничеству, и часто будут предпочитать совместные задачи. Важный аспект для социальщиков – визуальная составляющая игры. Эмоции и визуальный стиль могут значительно повлиять на их опыт. Чтобы вовлечь социальщиков, нужно предусмотреть механики для общения между участниками – чаты, форумы, обмен опытом, групповые задания. Такие элементы обеспечат им нужную мотивацию и удовлетворение от игры.

Доработка теории: добавление действий

Ами Джо Ким, известный эксперт по дизайну геймификации, расширил модель Бартла, добавив действия и глаголы, соответствующие каждому типу игрока. Эти действия определяют, как игроки взаимодействуют с игрой и какой тип деятельности для них наиболее привлекателен:

  • Исследовать – характерно для исследователей;
  • Создавать – подходит для тех, кто стремится вносить свой вклад, например, для исследователей или социальных игроков;
  • Конкурировать – привлекает киллеров, для которых важна победа;
  • Сотрудничать – идеально для социальщиков, которые любят работать в команде.

В дальнейшем, на основе этих глаголов Ами Джо Ким создала матрицу социального действия, которая помогает определять доминирующие типы игроков в различных ситуациях. Например, если цель проекта – стимулировать конкуренцию, то в нем должно быть больше киллеров. Если же главная задача – повысить уровень сотрудничества между участниками, то акцент стоит делать на социальных игроков и исследователей.

Оптимальное соотношение типов

Какое соотношение типов игроков будет оптимальным? Все зависит от целей проекта и характеристик целевой аудитории. Важно понимать, что каждый тип игрока вносит свой вклад в динамику игры, а сбалансированное соотношение всех типов поможет достичь наилучших результатов. Например, в проекте, ориентированном на обучение, необходимо создать такие условия, чтобы мотивировать участников на развитие и сотрудничество, а не только на конкуренцию.

Итак, знание этих четырех типов игроков и понимание того, как они могут взаимодействовать друг с другом, поможет создать более точную и эффективную геймификацию.

Какой тип игрока вы или ваша команда? Пройдите тест, чтобы выяснить!

Что вам наиболее привлекательно в игровом процессе?

    • a) работать с другими игроками и быть частью команды;
    • b) решать трудные задачи и искать новые пути;
    • c) соревноваться с другими и стремиться к победе;
    • d) получать достижения и награды за успехи.

Как вам удобнее всего играть?

    • a) в команде, с друзьями или коллегами;
    • b) один на один, сражаясь с другими игроками;
    • c) фокусироваться на задачах и целях;
    • d) исследовать и анализировать информацию в одиночку.

Что мотивирует вас продолжать игру?

    • a) желание приобрести новые знания и улучшить навыки;
    • b) стремление выполнить поставленные задачи и достигнуть цели;
    • c) адреналин и эмоции от победы;
    • d) дух исследования и стремление разобраться в каждом аспекте игры.

Как вы реагируете на преграды и неудачи в процессе игры?

    • a) обращаюсь за помощью к команде или коллегам;
    • b) упорно продолжаю работать до тех пор, пока не решу задачу;
    • c) воспринимаю неудачу как вызов и пытаюсь снова;
    • d) переключаюсь на другие задачи, если не могу решить текущую.

Результаты:

  • Если большинство ваших ответов – a), вы – социальщик.
  • Если большинство ответов – b), вы – накопитель (карьерист).
  • Если большинство ответов – c), вы – киллер.
  • Если большинство ответов – d), вы – исследователь.

Уровень 3. Ошибки в геймификации и как их избежать

При внедрении геймификации даже при самой тщательной подготовке и следовании методологиям можно столкнуться с ошибками. Чтобы минимизировать такие риски, полезно обратиться к концепции 6D, разработанной известным ученым Кевином Вербахом и экспертом в области интернет-прав Дэном Хантером. Эта методология включает шесть ключевых шагов, каждый из которых начинается с буквы D, что помогает легко запомнить основные принципы:

  1. Define – определите проблему и поставьте цели проекта.
  2. Describe – исследуйте вашу целевую аудиторию.
  3. Delineate – сформулируйте целевые действия участников.
  4. Devise – создайте игровой процесс с продуманным путем участника и сторилайном.
  5. Don’t forget – не забывайте о веселье!
  6. Deploy – запустите проект и продолжайте его сопровождение.

Тем не менее, даже если вы следуете этим принципам, возможны подводные камни. Давайте разберем самые распространенные ошибки и способы их избежать.

1. Неопределенные бизнес-цели

Одна из самых частых ошибок – это недостаточная конкретизация бизнес-целей. Без четкого понимания того, что вы хотите достичь с помощью геймификации, ваша система рискует стать просто набором игрушек, не приносящих результата. Здесь идеально подойдет модель SMART:

  • Specific – цели должны быть ясными и конкретными.
  • Measurable – их нужно легко измерить.
  • Achievable – они должны быть реалистичными.
  • Relevant – цели должны быть актуальными для бизнеса.
  • Time-bound – цели должны иметь конкретные сроки.

Без четко поставленных целей геймификация может стать бесполезной тратой времени и ресурсов, не оказывая нужного эффекта. Подробнее о том, как формулировать цели по технологии SMART в нашей статье по этой ссылке.

2. Игнорирование особенностей пользователей

Игнорирование особенностей вашей аудитории – это еще одна распространенная ошибка. Чтобы геймификация работала, она должна быть ориентирована на мотивацию, интересы и предпочтения пользователей. Без этого геймификация рискует стать неинтересной. Например, если вы не учтете, как ваша аудитория относится к соревновательным элементам, это может привести к негативной реакции, вместо того чтобы поддержать вовлеченность. Или, например, если вы создадите чат без должной модерации, это может привести к нежелательным спорам и конфликтам.

3. Плохое проектирование игрового опыта

Проектирование игрового опыта – это, пожалуй, самая важная часть геймификации. Если вы не уделите внимания созданию интересных и вовлекающих элементов, ваша система просто не будет работать. Чтобы избежать этой ошибки, важно разделить геймификацию на два уровня: микроуровень и макроуровень.

  • Микроуровень – это цепочка вовлекающих действий, которая мотивирует участников, предлагая им регулярную обратную связь. Простой пример: система наград в виде значков, жетонов или виртуальной валюты. Это помогает удерживать внимание и делает процесс взаимодействия с продуктом увлекательным.
  • Макроуровень – это большой цикл прогресса, включающий весь путь пользователя от новичка до эксперта. Здесь важно создать увлекательную историю (сторилайн), которая будет мотивировать участника, показывая ему, как его прогресс становится значимым. Каждое достижение, пусть даже малое, должно давать ощущение успеха и побуждать к следующему шагу.

Только синхронизация этих двух уровней – микро- и макроуровня – создаст по-настоящему увлекательную и вовлекающую геймификацию, которая будет мотивировать участников на протяжении всего их пути.

4. Неправильная интеграция с существующими системами

Внедрение геймификации – это не просто добавление «игровых фишек» в бизнес-процессы, а важный этап, который требует гармоничной интеграции с уже существующими системами. Если геймификация «не вписывается» в текущие процессы, это может вызвать путаницу и даже раздражение у пользователей. Например, если кто-то ожидает, что система геймификации будет работать в связке с корпоративным чат-ботом, а в реальности это не так, то возникнет много неудобств. Поэтому, прежде чем что-то внедрять, важно провести тщательный аудит внутренних каналов и процессов, чтобы «новые игрушки» идеально вписывались в уже существующую картину.

5. Недостаточная поддержка вовлеченности

Геймификация без вовлеченности – это как фильм без сюжета. На старте может быть интересно, но потом внимание быстро исчезнет. Главная ошибка многих – это забывать поддерживать интерес участников на протяжении всего пути. Важно продумывать, как зажигать их мотивацию снова и снова. Геймификация не должна быть одноразовой искоркой: нужно продумывать механизмы, которые будут стимулировать активность участников и удерживать их внимание. Без такого подхода можно быстро потерять интерес целевой аудитории, а это прямой путь к провалу.

6. Перегрузка «весельем»

Геймификация – это не только игра, но и эффективный инструмент для достижения целей. Зачастую в стремлении сделать систему увлекательной и яркой мы перегружаем ее элементами развлечения. Конечно, веселье и юмор всегда важны, но не стоит забывать, что геймификация должна помогать достигать конкретных бизнес-целей. Поэтому важно правильно дозировать веселье. Задайтесь вопросом: «Зачем эта игровая механика и как она помогает движению к цели?» Если ответ очевиден и цель ясна, значит, веселье будет оправдано. В противном случае это просто лишняя нагрузка, которая отвлекает.

7. Отсутствие обратной связи и неверный анализ результатов

Запуск геймификации – это только начало. Очень важно, чтобы на каждом этапе вы могли получать обратную связь и оценивать, что работает, а что нет. Проблема часто заключается в том, что организации запускают системы геймификации и забывают следить за результатами, считая, что все уже сделано. Но это не так! Без регулярного анализа и корректировок система будет терять эффективность. Лучше сразу провести небольшой аудит и внести изменения, чем потом столкнуться с незаинтересованной аудиторией и разрушенной мотивацией.

Геймификация – это не просто тренд, а серьезный инструмент для достижения бизнес-целей. Но чтобы он работал, необходимо быть внимательными и гибкими. Если следовать принципам 6D и учитывать все «мелочи», можно избежать большинства ошибок и создать систему, которая не только развлекает, но и вдохновляет на успех.

Закажите полный каталог игр ManGO! Games