Как создать синергию в команде?
Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!
Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды
Чтобы повысить шансы на успех, достаточно учесть три критерия.
Если вы выбираете людей, которые уже успели проявить себя в компании, постарайтесь подобрать специалистов с примерно равным уровнем профессионализма. Как измерить уровень? Проанализируйте количество и качество выполненных задач за определенный период.
Учесть стоит способность самостоятельно работать, укладываться в сроки, своевременно сообщать о сложностях и препятствиях, держать в курсе происходящего, способность находить оптимальные пути решения.
Лучше всего для работы в команде подойдут люди, стремящиеся развиваться и раскрывать свой потенциал. В ходе проекта команда скорей всего столкнется с вызовами и задачами, с которыми прежде не встречался никто из членов команды.
При таком подходе будет снижен риск принятия ошибочных решений и упущения важных деталей.
Собирая команды, важно подбирать людей, склонных к командной работе, тогда развитие команд будет проходить естественно и прогнозируемо.
Люди могут иметь разные ценности, разное отношение к разным социальным ролям и разные характеры, но у них должно быть общее качество – умение работать в команде.
Это качество можно определить, есть несколько способов.
Первый способ. Узнайте у претендентов, какой вид спорта они выбирали в детстве. Если претендент занимался в детстве командными видами спорта – он подготовлен работать в команде.
Второй способ. Анкета на определение наиболее развитой метапрограммы сотрудника:
Активный кандидат способен действовать и брать ответственность за результат, рефлексивный – осторожничать и прятаться за обстоятельствами. Метапрограмма «Стремление/Избегание» поможет правильно подобрать мотивацию. Менеджер (лидер) способен возглавить проект, командный игрок отлично вольется в проектную группу, а одиночку лучше привлекать к проектной работе как эксперта. Рассмотрим несколько примеров вопросов, которые могут быть в такой анкете.
Вопрос на активность-рефлексивность о выполняемой раньше работе. Активный кандидат будет отвечать конкретно, коротко, в его ответах не будет пассивных конструкций, будут описаны автономные действия. Например, «участвовал в переговорах, следил за процессом, готовил документы». Это значит, что кандидат готов к ответственности, способен работать самостоятельно.
Активный кандидат может также перечислять выполняемую работу во множественном числе, например, «мы участвовали в переговорах, отслеживали процессы, готовили документы». Такой кандидат предпочитает командную работу.
Рефлексивный кандидат будет отвечать многословно, с использованием пассивных глаголов, например, «нужно было участвовать в разных переговорах с нашими постоянными клиентами, потому что если этого не делать…». Такой кандидат будет эффективен, если обеспечить ему четкие инструкции. Он способен хорошо проявить себя в командной работе.
Еще один вопрос на активность-рефлексивность может касаться того, что кандидат привык считать успехом и от чего, по его мнению, зависит успех. На вопрос «От чего будет зависеть, насколько успешно Вы справитесь с работой?» можно ответить по-разному.
Одни кандидаты будут говорить, что в первую очередь результат зависит от них самих, во вторую – от предоставленной свободы действий. Это свидетельствует о готовности брать на себя ответственность и действовать самостоятельно. Что касается активности/рефлексивности – это кандидат, склонный к рефлексии, но у которого активность преобладает. Такой ответ также может означать, что на прошлом месте работы (или на текущем) ему не предоставляют достаточно ответственности, к которой он считает себя готовым.
Могут встретиться и другие кандидаты – которые будут отвечать примерно так: «Мне нужны четкие параметры: требуемые результаты, четкие сроки. Кроме того, результат будет зависеть от предоставленных мне инструментов, необходимых расчетов и прочего, что может понадобиться для работы». О таком кандидате можно сказать, что он не готов брать на себя ответственность и склонен списать все на обстоятельства.
Еще один вопрос, позволяющий узнать об активности и рефлексивности кандидата: «Что Вам лучше всего удавалось в Вашей работе?».
Если кандидат рассказывает, что сам выдвинул идею, подготовил все для ее внедрения и внедрил свою идею с командой – это активный и ответственный кандидат.
Если кандидат расскажет, что выдвигал идеи, которые потом внедряли другие люди, или отлично выполнял все порученное, то эффективность такого кандидата будет зависеть от наличия четких инструкций, он тяготеет к рефлексивности.
Вопрос о том, что побуждает выполнять работу, которая не нравится, позволяет определить метапрограмму «Стремление – избегание». Это поможет выбрать мотивацию.
Если кандидата побуждает ожидание момента завершения работы, а также возможные бонусы по результатам выполнения, это кандидат «Стремление». Такой человек стремится к конечной цели, его лучше всего мотивировать поощрением и не концентрировать его внимание на негативных моментах – он умеет находить положительные стороны в любой ситуации и не замечает негатива, в том числе и собственных ошибок.
Бывает и другой ответ: «Если бы я этого не сделал, меня бы оштрафовали». Такого кандидата нужно будет мотивировать «кнутом», то есть сообщать, что он потеряет, если не справится. Такие сотрудники склонны анализировать ситуацию и замечать свои ошибки.
Интересно также узнать, хорошо ли видит ситуацию тот или иной кандидат. Эту информацию можно получить, задав кандидату вопрос о том, зачем ему обратная связь от руководителя или клиента.
Ответ «Чтобы лучше выполнять свою работу» можно интерпретировать как ориентацию на цель и на будущий успех, но при этом плохое видение будущего. Ответ же «Чтобы я не сделал чего-то такого, что могло бы не понравиться клиенту или руководителю» характеризует кандидата как ориентированного на избегание негативных моментов. Такой сотрудник обычно хорошо видит ситуацию, правда, не всегда может найти выход.
Спрашивая о том, какие успехи были на прошлой работе и как сотрудник достигал поставленных целей, можно определить, склонен ли кандидат работать в команде и если да, то способен ли стать лидером и повести за собой. Если в ответе кандидат концентрирует внимание на личных заслугах и личных результатах (я придумал, все воплотили мою идею, я получил бонус), то это «одиночка», если лучший опыт сопровождался воплощением его идеи с выгодой для всех – это лидер команды, если в описании лучшего опыта повсюду присутствует «мы» (мы нашли способ, нам поставили задачу, мы сделали это, мы были вознаграждены), – это хороший командный игрок.
Есть сотрудники, ориентированные на процесс, а есть – на результат. Нужны и те, и другие. В случаях, где понадобится творческий подход и поиск новых вариантов и моделей, будут нужны люди, ориентированные на результат, а в случаях, где нужна усидчивость, скрупулезность и внимание к деталям, предпочтительнее ориентирование на процесс.
Какой вопрос позволит определить метапрограмму «Процесс – результат»? «Что Вам больше всего нравится в Вашей работе?».
Если нравится четкое знание о порядке необходимых действий без надобности что-либо додумывать, это ориентация на процесс. Такой сотрудник больше всего ценит стабильность, четкие обязанности, регулярные выплаты.
Если нравится возможность проявить творчество и увидеть результат того, что так долго делалось, это человек, ориентированный на результат, способный быстро и эффективно решать любые задачи, не боится нового и может решать даже типичные задачи нетривиально.
Важно учесть, что командообразование – это не присвоение определенному человеку одной роли навсегда. Один и тот же сотрудник может проявляться в разных ролях на разных проектах или совмещать несколько ролей в рамках одного проекта. Мало того, развитие команд – это расширение количества ролей, которые мог бы взять на себя каждый командный игрок. Чем больше таких ролей – тем лучше сотрудник будет подстраиваться под меняющиеся условия и ладить с коллегами.
Важным критерием при подборе людей в команду будут личностные характеристики кандидатов. Эффективное командообразование предполагает создание гармоничных команд – состоящих их разных по своим личностным характеристикам людей.
Для этого подбирают людей с разными социальными ролями. Узнать свою командную роль можно, пройдя тест Белбина.
Есть немало правил формирования и развития команд, перечислим только несколько:
В значительной степени эффективное командообразование – это грамотная мотивация. Материальная мотивация остается одной из самых действенных. Для формирования командного духа лучше всего установить бонус за коллективный труд. Логика должна быть следующая: чем лучше общий результат – тем выше бонус для каждого.