Как создать синергию в команде?
Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!
Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды
Конфликты – обычное дело в командной работе, ведь в процессе достижения целей случаются разногласия, которые в результате и приводят к лучшим решениям. И все же постоянная напряженность и частые конфликты не способствуют эффективной работе. Сейчас конфликтные ситуации связаны не только с рабочими разногласиями, но и с общей напряженностью в мире. Люди испытывают тревогу, напряжены, взволнованы и растеряны. Как бороться со стрессами именно в такой обстановке?
Большинство из нас на работе проводит около 80% своего времени. Если все это время люди будут проводить в тревожном состоянии, рано или поздно это скажется на физическом здоровье и на мыслях.
В напряженном состоянии сложно сконцентрироваться, зато легко выйти из себя при малейшем раздражителе.
Как проявляется стресс на работе? Рассудительные и сдержанные профессионалы раздражаются по любому поводу, руководители прибегают к микроменеджменту, подчиненные проявляют недовольство и находятся в постоянном напряжении.
О причинах и профилактике стресса мы уже писали в своем блоге, сейчас остановимся только на том, как оперативно купировать быстро распространяемую панику и снять уровень стресса, если он достаточно сильный и проявляется внезапно.
1. Важно обеспечить общность. Сотруднику важно почувствовать свою принадлежность, убедиться, что он не один, что с ним готовы разделить сложности и ответственность. Чтобы взять ситуацию под контроль, стоит начать проводить ежедневные пятиминутки – они помогут настроить команду на работу и создать позитивную атмосферу. Достаточно дать возможность сотрудникам поделиться своим настроением и обменяться готовностью поддержать друг друга. Причем, задача руководителей – донести до подчиненных, что обращаться за помощью не стыдно.
2. По возможности обеспечьте релаксацию. Если сотрудники работают в офисе, у них должна быть возможность уединиться, сбросить напряжение. Для этого оборудуют комнаты для релаксации, устраивают выезды на природу, проводят командообразующие мероприятия.
3. Проводите борьбу с тревожностью. Вестись такая работа может по-разному. Развитие эмоционального интеллекта поможет контролировать свои эмоции и поддерживать друг друга, штатный психолог может помочь с техниками профилактики тревожности и стресса, HR-менеджер может проводить такую работу своими силами, используя несложные практики.
Как снять внезапно возникшее напряжение? Научитесь «заземляться», используя эти практики, и научите этому своих коллег.
Когда пьете чай или кофе, сосредоточьтесь на этом процессе. Наблюдайте за своим напитком, словно видите его впервые. Обратите внимание на детали – цвет, аромат, температура, вкус. Попытайтесь назвать свои наблюдения, ощущения и эмоции. Уделите этому все ваше внимание и со временем вы заметите, что напряжение спало.
Посмотрите вокруг и отыщите пять предметов одного цвета. Справились? Хорошо! Теперь понаблюдайте за своими ощущениями и определите четыре ощущения – холодный стакан в руках, давление ног на пол… Теперь попытайтесь уловить три звука, два запаха, один вкус.
Это поможет включиться в жизнь и снова сконцентрироваться на работе. Когда мы учимся фокусировать внимание на чем-либо, мы учимся получать удовольствие от всего, чем занимаемся, даже если это однообразная монотонная работа.
На это упражнение понадобится всего 15 минут. Возьмите лист бумаги и запишите все, что вызывает у вас тревогу.
Если это мысли о чем-то плохом, что уже случилось, запишите их. Если вас тревожит что-то, что может произойти, тоже зафиксируйте это. Понаблюдайте за своим чувством. Какое чувство, словно крючок, поймало вас и вызывает у вас тревогу? Например, «Я ощущаю страх». Продолжайте называть каждую тревожную мысль, после этого измените формулировку с каждой тревожной мыслью. Например, «Я обращаю внимание, что ощущаю страх». Такая формулировка позволяет осознать свои чувства, взять над ними контроль, посмотреть на них со стороны.
Обратите внимание на свои ценности. Что для вас важно? Возможно, забота о близких, доброта или ответственность? Выберите три ключевые ценности и уделяйте как минимум 10-15 минут маленьким шагам, приближающим вас к реализации чего-то важного и ценного для себя. К примеру, для вас важно заботиться о близких, и чтобы для этого было больше возможностей, вам нужно определенным образом переместиться по карьере – скажем, работать из дома или освоить другую профессию. Если вы сейчас не можете себе этого позволить, приближайтесь к желаемому, найдите путь и начните проходить его. Путешествие в тысячу километров, как известно, начинается с одного маленького шага.
Если доброта – среди ваших ценностей, вам будет легче справляться с тревогой. Учитесь проявлять доброту к самому себе. Используйте такой прием: определите свою «боль», например, страх за будущее, назовите ее, поверните ладонь вверх и представьте, как она наполняется добротой, после чего бережно приложите ее к той части тела, которой вы больше всего ощущаете свою боль или напряжение. Почувствуйте, как тепло расходится по всему телу, ощутите, что вы добры к себе. По мнению психологов, это помогает освободиться от тревоги и дает энергию для помощи другим людям.
В трудное время важно уметь переключаться, не оставаться наедине со своей проблемой, сбрасывать напряжение и тревогу. В этом хорошо помогают:
Кризисное время – это временный период, который сменится другим. Успейте получить от него пользу. Это период переоценки ценностей, пересмотра приоритетов, выбора опоры.
Долгое время считалось, что уйти от тревоги можно в работу, но работа без перерывов, без общения и переключения внимания на что-то другое со временем приводит к выгоранию, опустошению, откуда прямой путь к стрессу. Как минимум, стоит пересмотреть, из чего состоит ваша работа и включить в рабочий график то, что нравится делать, а также то, что поможет переключаться. Пусть отдых будет в одном списке с рабочими задачами – это поможет избежать переработок.