Как создать синергию в команде?
Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!
Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды
Конкуренция на рынке наблюдается во всех плоскостях. Компании стремятся заполучить не только клиентов, но и хороших антикризисных топ-менеджеров, и те соглашаются. Нужно мотивировать лидеров, чтобы они были верны своей компании.
Можно ли сравнивать текущий кризис с ситуацией 2020 года? Есть некоторые сходства. Например, то, что в обоих случаях руководителю необходимо поддерживать комфортную среду для сотрудников, прежде всего, психологическую. Тем не менее, разница есть. Сейчас у людей меньше уверенности, что когда все закончится, все вернется на свои места. Соответственно, больше тревоги. Впереди полная неопределенность.
Что имеем? Карьера, семья, социальное окружение и собственное психологическое состояние – «четыре ножки», на которых держится «табуретка» нашей жизни, из которых как минимум две, а то и три, враз подкосились. Для сотрудников международных корпораций в воздухе повис один большой вопрос, стабильность в семье тоже повисла в неизвестности, собственные мораль и психика в сложных поисках, а друзья разделились на тех, кто «за» и «против» по разным взглядам и убеждениям.
Как в такой ситуации удержать менеджеров, особенно руководителей С-уровня?
Среди привычных ранее инструментов мотивации некоторые совсем перестали работать. Их нужно заменить актуальными.
1. Утратила актуальность долгосрочная система мотивации (отсроченные бонусы, опционные программы). Сейчас невозможно понять, каким получится ожидаемое вознаграждение, и это сильно демотивирует. А люди, которые разрабатывают в компаниях антикризисные стратегии, должны быть максимально мотивированными. Тем более, что они же ищут новые рынки и поддерживают команду.
Долгосрочную стратегию лучше заменить краткосрочной проектной. Сам вывод компании из кризиса лучше всего рассматривать как проект. Еще одна идея мотивации лидера – увеличенный социальный пакет. Страховка для всей семьи, авто, фитнес – это возможность компании показать, насколько ценен для нее топ-менеджер.
2. KPI нужно скорректировать. Нескорректированные KPI вряд ли будут мотивировать топ-менеджеров. Особенно демотивируют невыполнимые KPI. Стратегия развития в сложные времена поддается пересмотру, в рамках этого процесса нужно пересмотреть и ключевые показатели эффективности. Важно понять, какие результаты управленца в ближайшее время больше всего нужны компании.
3. Оставляете топ-менеджера наедине с текущими проблемами? Это неактуально. Раньше такой подход мог мотивировать, но в трудное время апатия собственников наоборот будет демотивировать топа.
Важно понимать, что сегодняшняя ситуация нетривиальна. С одной стороны, важно показать заинтересованность в выживании компании, с другой – не стоит лишать собственную компанию важного ресурса, способности топ-менеджеров искать решения. «Загрузить работой, чтобы не было времени думать» – это подножка собственной компании. Даже если управленец имеет солидный опыт, он сегодня нуждается в поддержке, ее демонстрации, в позитивных эмоциях и помощи. Правильно будет спросить топ-менеджера, как он себя чувствует, в чем нуждается, и предложить помощь.
Даже если бы финансовая мотивация работала, в кризис часто нет такой возможности, поэтому оставим этот вопрос и обратим внимание на систему нематериальных вознаграждений.
1. Демонстрация значимости. Количество совещаний по поиску выхода из кризиса увеличилось. Вовлекайте в обсуждения компетентных топ-менеджеров, даже там, где раньше собирался только совет директоров. Мнение управленца должно влиять на принятие решений, и он должен это осознавать. Такой подход не просто поддержит мотивацию топов, он повысит шансы компании удержаться в сложное время и выйти из кризиса, или, в идеале, не войти в него.
Управленец со своей стороны, обсуждает текущую ситуацию в своей команде, привлекая линейных сотрудников к поиску идей, с которыми он может выступить на заседаниях совета директоров. Таким образом, каждый чувствует свою нужность и важность и каждый помогает своей компании справиться с непростыми ситуациями. Помимо всего прочего, такой подход – мощная мотивация для каждого лидера и каждого сотрудника компании.
2. Корпоративная культура. HR-департамент в трудные времена должен стать максимально открытым для сотрудников. HR должен понимать и изучать эмоциональное и психологическое состояние сотрудников, особенно топ-менеджеров. Если топ-менеджер в неустойчивом психологическом состоянии, то чего же ждать от всего коллектива. Неформальные активности, совместные прогулки, походы в кино/театр, деловые игры для разрядки и сплочения коллектива тут будут очень кстати, хотя бюджет многих компаний сегодня и не предусматривает «просто игры» или «просто мероприятия». Мероприятия для разрядки – не в тренде, зато мотивация является основным фактором выхода из сложных ситуаций. Стоит осмыслить это и сделать осознанные выводы.
3. Well-being. Новая практика начала применяться в наших компаниях совсем недавно. Среди эффективных мер – комната релаксации в офисе, корпоративный психолог, йога и медитации. Это сегодня работает, а не просто является приятным дополнением к корпоративному климату.
4. Профессиональное развитие. Пожалуй, лучшая мотивация – увлечение чем-либо, не связанным с текущими проблемами. Дайте возможность своим топ-менеджерам повысить свой уровень, пройти курсы, о которых они давно мечтали. Учиться – это приятно и желаемо, по мнению ученых, получение новых знаний – удовольствие, заложенное в человеке на генетическом уровне. Новые курсы (например, МВА) отвлекут от кризиса и повысят экспертизу внутри компании, а также уверенность и мотивацию управленцев.
В трудные времена одна из самых важных задач для компании – удержать сотрудников и повысить их лояльность. Большинство из нас хотят одного и того же – заботы и поддержки. Дайте это своим сотрудникам.